Именно в городах происходило становление государственной власти и управления как процесс выделения публичной власти и формирования органов управления. Первым выделилось военное управление во главе с князем и его дружиной – особой категорией членов племени, занятых исключительно военным делом.
Военный вождь
В эпоху военной демократии и великого переселения народов фигура военного вождя племени была самой авторитетной. Постепенно власть его распространилась и на все остальные стороны жизни племени. На Руси такой вождь получил древнеславянское наименование «князь»[1].
Князь и дружина: верховный правитель
Нам мало что известно о славянских князьях до Рюриковичей. Вероятнее всего они (например, древлянский князь Мал) были вождями племен или племенных объединений и должны были подчиняться решениям народного собрания. С Рюриковичей Киевский князь становится верховным правителем, а дружина его представляет собой аппарат центрального государственного управления.
Прерогативы власти князя
Власть князя включает в себя, прежде всего, военное командование и суд. Князь объявляет войну («иду на вы!») и заключает мир, о чем свидетельствует наша летопись и первые договоры с Византией. Никто, кроме князя, не может предводительствовать дружиной. Князь назначал воеводу – предводителя войска — из числа старших дружинников.
Князь и дружина: княжеский суд
Княжеский суд зафиксирован в Русской Правде. Сама Правда была написана князем Ярославом Мудрым. Даже церковный суд митрополита и епископов регламентирован княжеским уставом, в котором князь добровольно отказывался от права вмешиваться в дела церковной юрисдикции. Местом судилища выступал княжеский двор, на который приводились преступники и свидетели (видоки и послухи). Князь вершил суд и расправу в ходе полюдья (сбор дани). Русская Правда содержит подробную градацию штрафов в пользу князя за различные преступления.
Имущественная власть
Имущественная власть князя имела расчлененный характер. Он был верховным владетелем всех земель княжества. Распоряжался ими, назначал своих посадников в городах и целых землях. Так, воевода князя Игоря Свенельд имел право сбора дани в древлянской земле, а также в земле уличей и тиверцев. В то же время, князь имел в собственности особые территории и города (княжеский домен). Впервые они названы в летописи в связи с реформами княгини Ольги. Русская Правда содержит нормы, ограждающие от посягательства княжеское домениальное хозяйство и его служителей — тиунов, огнищан, ключников, конюхов.
Князь и дружина: Дом Рюриковичей до Ярослава Мудрого
Князем на Руси мог быть лишь представитель дома Рюриковичей. Единственное за всю историю Руси вокняжение боярина Володислава Кормиличича в Галиче было недолговременным эпизодом и не имело прецедентов. Вопрос о престолонаследии был одним из самых сложных и взрывоопасных в междукняжеских отношениях. История Руси знает два способа занятия трона: по праву рождения и по праву народного избрания. Преобладающим был первый. До Ярослава Мудрого не было определенного порядка наследования. Рюриковичи считали Русскую землю своей родовой отчиной, где каждый член рода имел право на свою долю. Самыми значительными считались после великокняжеского Киевского княжение в Чернигове и Переяславле южном. Это был своеобразный властный треугольник. После смерти киевского князя на его место претендовал черниговский, а на место черниговского – переяславский князь.
Завещание Ярослава Мудрого
Ярослав Мудрый, пришедший к власти в результате кровавой усобицы сыновей Владимира Святославича, хотел исключить подобное для своих сыновей. Он распределил между тремя старшими сыновьями крупнейшие области государства: старший Изяслав получил Киев и Новгород, второй сын Святослав – Чернигов и Рязань, третий Всеволод – Переяславль и Суздаль. По его завещанию в наследовании столов должны были участвовать три поколения Рюриковичей: отец, сын и внук. Киевский трон переходил от брата к брату по старшинству. Соответственно происходила общая смена княжений у всех остальных князей.
Князь и дружина: триумвират Ярославичей
Стремясь выполнить волю отца, Ярославичи поначалу составили своеобразный триумвират, власть которого распространялась на остальные ветви Рюрикова дома. Однако вскоре триумвират распался (восстание киевлян 1068 года и изгнание Изяслава), а затем усобицы вспыхнули с небывалой силой. Наследственный счет окончательно запутался, ибо племянники оказывались порой старше своих дядей, а в случае смерти отца при жизни деда внук оказывался выбитым из очереди на замещение стола и становился князем-изгоем. Пытаясь остановить «коловращение князей по Руси», Рюриковичи съехались в 1097 году в Любече и приняли новый порядок: «Кождо да держить отчину свою». Однако и этот принцип был вскоре нарушен и усобицы возобновились.
Полоцкая ветвь
Проблема была в том, что разросшийся род Рюриковичей распался на несколько враждующих ветвей. Первыми обособились полоцкие князья – потомки Изяслава, старшего сына Владимира Святославича от Рогнеды, сосланной с сыном в родной Полоцк после неудачного покушения на жизнь великого князя. Полоцкие князья враждовали со всем остальным родом Рюриковичей.
Князь и дружина: Мономашичи и Ольговичи
Еще более мощный раскол с далеко идущими последствиями произошел между потомками Ярославичей – Святослава и Всеволода. В следующих поколениях эта вражда и соперничество распространилась сначала на Олега Святославича, князя Черниговского и Тмутараканского (даже прозванного Гориславичем за свою гибельную политику), и Владимира Всеволодовича Мономаха, овладевшего в 1113 году киевским престолом, а затем и на Мономашичей и Ольговичей.
Князья-изгои
Особую ветвь составили князья-изгои, яростно интриговавшие против более счастливых своих сородичей, от обиды и отчаяния даже опускавшиеся до разбоев на торговых путях. В итоге двое из них – Володарь и Василько – захватили червенские города на юго-западе Руси – Перемышль и Теребовль. Потомки Володаря сколотили мощное Галицкое княжество, которое после объединения с Волынским княжеством под скипетром мономашича Романа Мстиславича превратилось в один из крупнейших государственных центров домонгольской Руси.
Владимир Мономах
В моменты особого ослабления княжеской власти в ее дела вмешивался народ. В 1068 году киевляне выступили против Изяслава Ярославича и посадили на трон полоцкого князя Всеслава, освободив его из поруба (земляная тюрьма). Занятие трона Мономахом также не обошлось без участия народа. После смерти отца, Всеволода Ярославича, занимавшего киевский престол, Мономах не решился нарушить завещание своего деда Ярослава Мудрого и уступил трон сыну старшего Ярославича – Изяслава – Святополку. После смерти последнего в 1113 году Владимир Мономах вступил в Киев лишь после настойчивых просьб и даже угроз бояр и митрополита, вызванных мощным восстанием киевлян против администрации покойного Святополка Изяславича и засилья евреев-ростовщиков. Народ не желал видеть на троне сына Святополка, уже снискавшего всеобщую ненависть и презрение. Вокняжение Мономаха, напротив, встретило полную поддержку народа и знати.
Князь и дружина: «вольность в князьях»
Раньше других городов «вольность в князьях» проявил Новгород. Уже в 1102 году новгородцы отказались принять сына великого киевского князя Святополка Изяславича, прислав ему угрожающее предложение: «Аще ли две главы имееть сын твой, то посли его». После 1136 года новгородцы полностью взяли в свои руки судьбу княжения, сведя роль князя к простой оборонительной функции. Обострилась ситуация и в других городах. Случалось, что очередной претендент на княжение слышал с городской стены: «Поеди, княже, прочь. Ты нам еси не надобен!». Киевляне в своем желании возвратить на трон Мономашичей не остановились даже перед убийством князя из Ольговичей.
Князь и дружина: старшая дружина
Княжеская дружина была сложным образованием. Она сыграла определяющую роль в возвышении княжеской власти, в распространении ее далеко за пределы чисто военной сферы. В системе государственного управления дружина занимала центральное место. В силу особенностей своего строения она сочетала в себе функции как высшего, так и центрального управления. Старшая дружина, княжьи мужи, были ближайшими советниками князя. Они выполняли наиболее ответственные поручения князя, включая дипломатические. Наиболее доверенные из них выдвигались князем в тысяцкие крупных городов, получали в управление с правом сбора дани обширные территории. Таким был переяславский тысяцкий Ратибор при Владимире Мономахе, переведенный затем в Киев, таким был Ян Вышатич, подавивший восстание волхвов в Ростовской земле в 1071 году.
Князь и дружина: младшая дружина
Младшая дружина, или «уные» — гриди, отроки, детские – выполняли отдельные более или менее постоянные поручения князя. Они становились вирниками, мечниками, княжескими подъездными, ябетниками, то есть агентами центрального государственного управления, органом которого выступал «княжь двор». Они объявляли на местах волю князя, собирали штрафы в пользу княжеской казны(виры и продажи),контролировали «повоз» – доставку дани на становища и погосты и т.д.
Право выбора князя
Дружина подчинялась только князю, но при этом обладала известной свободой выбора князя, то есть свободой перехода от одного князя к другому. Внутри дружины случались конфликты из-за борьбы за близость к князю. Так, известно возмущение старшей дружины киевского князя Всеволода Ярославича, вопреки традиции советоваться со старшей дружиной возлюбившего «смысл уных».
Монархическое начало
Княжеская власть представляла собой монархическое начало в системе власти Руси. Особенно хорошо это видно из текстов договоров с греками. Они заключены от имени князя и его дружины и подвластных Киеву славянских земель, от которых упоминаются «светлые и великие князья». Князь выступал здесь как полноправный властитель страны, все население которой в договоре князя Игоря от 944 года обозначено формулой «людье вси рустии». Следовательно, заключенный договор считался обязательным для всех русских людей. Однако, великий князь еще не был самодержцем, ибо власть его ограничивалась силой традиции принимать решения после совета с дружиной и с учетом интересов всех Рюриковичей, для которых Русская земля была родовым владением.
[1]Возможно от древнегерманского kuning (древнескандинавское — koningr), означавшее «царь». – См.: Вернадский Г.В. Киевская Русь. С.171.