Если княжескую власть можно было бы признать монархическим началом в системе государственного управления, то боярский совет представлял собой начало аристократическое. Термин «бояре» или «боляре», происходит от наименования старшин булгарских кланов – «бойлы». Во множественном числе по-тюркски – «бойлар». Возможно, он был воспринят русами в VII-VIII столетиях во время активных контактов с булгарами.
Состав совета
Боярский совет просуществовал до реформ Петра Великого под именем Боярской Думы. Термин «дума» как учреждение или орган власти Древней Руси был еще неизвестен, но слово «думати» (советоваться) — термин уже киевского периода. Состав этого совета не был определен, и вообще не была законодательно зафиксирована его компетенция. Князь «думал» со своими боярами «о ратях и о строе земленом», то есть советовался по самым важным вопросам государственной политики и государственного устройства. В таком случае на совет к нему призывались не только дружинники, но и тысяцкий, и старцы градские, и представители старой племенной верхушки. Кроме этого расширенного состава совета, при великом князе существовал своеобразный кабинет из нескольких наиболее приближенных бояр («мужи передние»), в который также входил тысяцкий, судя по всему, по должности.
Боярский совет: десятичная система организации населения
Должности тысяцкого, а также сотских и десятских, отражали десятичную систему организации населения. Эта система древнего происхождения. Была ли она изначально присуща славянам или была усвоена от тюркских народов (скорее всего, гуннов, имевших частично монгольские корни) в точности неизвестно[1]. Вероятно, она возникла в период военной демократии как организация войска, а в государственный период сохранилась в административно-территориальном делении населения, а также в организации особых замкнутых по профессиональному признаку групп, особенно торговцев и ремесленников (гончарная сотня, суконная сотня и т.п.). По этой системе тысяча соответствовала племени, сотня – роду, десяток – семье.
Тысяцкий
Тысяцкий, предводитель войска (ополчения), был выборным должностным лицом и обязан был блюсти интересы народа. При этом он был ближайшим соратником князя и даже княжеским ставленником. Сотники и десятники в городском управлении были, в свою очередь, ставленниками тысяцкого. Пренебрежение к народу могло дорого стоить тысяцкому. В 1113 году во время восстания в Киеве народ расправился с тысяцким Путятой и разграбил не только его двор, но и дворы его ставленников – сотских и десятских.
Иногда должность тысяцкого становилась наследственной. Так, при Ярославе Мудром киевским тысяцким был Вышата, при Святославе Ярославиче – сын Вышаты – Ян. В исключительных случаях тысяцкий мог даже противоречить князю. Когда Всеволод Ольгович попытался передать киевский престол своему брату, тысяцкий Глеб встал на сторону киевлян, желавших возвращения на трон Мономашичей.
Боярский совет: старцы градские
Верхушка торгово-промышленного населения – старцы градские –также были участниками пленарных заседаний боярского совета, а позднее влились в состав боярства вместе с племенной верхушкой – крупными землевладельцами-вотчинниками. Другую крупную категорию бояр-вотчинников составляли княжеские дружинники, которые получили свои вотчины от князя. Наделение бояр вотчинами не означало их служебной зависимости. Бояре были вольны в выборе князя.
Роль боярского совета в управлении государством
Боярский совет играл важную роль в управлении государством. Бояре упоминаются в договорах с Византией, они участвовали в составлении Правды Ярославичей, в княжеских съездах XI-XII столетий. К боярскому совету обратился Владимир Святославич в решении вопроса о судьбе Рогнеды. Владимир Мономах завещал своим детям каждый день начинать с совета с боярами.
Боярский совет как корпорация
В отличие от княжеского дома Рюриковичей, боярство не было закрытой кастой. Боярином мог стать любой отличившийся на службе князю. Чаще всего это происходило через службу в дружине. Важную роль играли родственные и наследственные связи. При всей своей самостоятельности и значимости бояре стояли гораздо ниже князей и не имели политического статуса без князя.
[1]Название города Тмутаракань возможно происходит от соединения слов «тьма» и «тархан»