Конфликт светской и духовной власти вспыхнул в годы царствования Алексея Михайловича.
Религиозно-мировоззренческий катаклизм
Он протекал на фоне глубокого религиозно-мировоззренческого катаклизма, получившего название церковного раскола или раскола старообрядчества, в который оказались втянутыми не только духовенство, но и широкие массы православного народа России.
Конфликт светской и духовной власти: авторитет церкви после Смуты
Раскол был реакцией традиционного русского общества на новые веяния западного толка, резко усилившиеся после Смуты. В период кризиса зашатались и религиозные устои государственности. Смута захватила и массу священнослужителей, породила сумбур в головах паствы и уронила в ее глазах сакральность храма и литургии. Авторитет церкви сильно пострадал от чехарды патриархов, судьбами которых играли самозванцы и авантюристы, от корпоративного эгоизма монастырской братии, которая стремилась сохранить свое достояние за крепкими стенами обители.
Конфликт светской и духовной власти: падение нравов православной обрядности
Исторические источники свидетельствуют о падении нравов при отправлении православных обрядов. Ради сокращения времени на богослужение было введено в практику многогласие, при котором в храме одновременно звучали голоса нескольких священнослужителей, превращая литургию в бессмысленный гвалт и порождая суматоху в толпе молящихся.
Конфликт светской и духовной власти: борьба за чистоту православия
Исследователи связывают это с общим «обмирщением» культуры, то есть массовым отходом народа и общества от религии, с чем нельзя согласиться. Равнодушие к религии не могло породить религиозного раскола. Скорее наоборот, это говорит об особо напряженном внимании к чистоте православия.
Ревнители древлего благочестия
Поводом к драматическим процессам послужил старый вопрос об исправлении богослужебных книг. Он приобрел вдруг особую остроту в начале царствования второго Романова – Алексея Михайловича. При молодом царе сложился кружок «ревнителей древлего благочестия» во главе с духовником царя Стефаном Вонифатьевым.
Конфликт светской и духовной власти: борьба греческой и святорусской традиции. Выбор царя
Участники кружка вскоре разошлись по разные стороны баррикад. Будущий патриарх Никон был за реформу по греческим образцам, а будущий «огнепальный» протопоп Аввакум требовал возвращения к строгим образцам «Святой Руси», к решениям Стоглава 1551 года. Царь и официальная церковь пошли за Никоном.
Патриарх Никон
Выходец из мордовских крестьян патриарх (с 1652 года) Никон был незаурядной личностью. В его деятельности, несомненно, большую роль играли непомерное властолюбие и личные амбиции. В какой-то мере он пытался продолжить традицию, начатую при царе Михаиле Федоровиче, отец которого патриарх Филарет имел равный царскому титул «великого государя» и, по сути дела, управлял государством после своего возвращения из польского плена в 1619 году. Никон также добился этого титула. Алексей Михайлович считал его своим «собинным другом» и при поставлении его на патриаршее служение обещался во всем его слушаться.
Конфликт светской и духовной власти: непрочный альянс царя и патриарха
И все-таки этот альянс был обречен. Исключительно набожный царь по молодости лет хотел видеть в патриархе духовную опору и советчика, чего не мог ему дать престарелый патриарх Иосиф. Сам он не был способен к решительной государственной деятельности. При нем всегда кто-то был реальным правителем государства: сначала Б.И.Морозов, затем Н.И.Одоевский. Следующим стал новгородский митрополит Никон, возведенный в сан патриарха всея Руси. Пользуясь своим влиянием на царя, Никон стал вершить не только дела церкви, но и дела царства. Однако, крутой нрав и самоуправство патриарха не могли не вызвать протеста оттесненных им от управления государством бояр.
Конфликт светской и духовной власти: священство выше царства?
В отличие от царя, Никон имел определенную программу и действовал решительно и даже дерзко. Он ставил священство выше царства. В этом смысле трактовал он и известную формулу «Москва – третий Рим». Москва есть не просто столица последнего православного царства. Она есть последний мировой центр православия, а предстоятель Русской Православной Церкви – олицетворение его. Следовательно, православный патриарх выше царя московского. Подобно тому, как луна светит отражением солнечного света, так и власть царя сильна патриаршим благословением.
Конфликт светской и духовной власти: Новгородский митрополит
Возможно, что Никон вдохновлял себя примером Римского престола, стоящего над светскими государями всех католических королевств и даже германского императора. Уже в сане Новгородского митрополита он добился от царя права наблюдать светское управление в своей епархии и делал это весьма жестко, чем снискал ненависть новгородских властей.
Конфликт светской и духовной властей: самовластие патриарха
Став патриархом, Никон стремился превратить дарованный ему титул великого государя из символического в реальный. Во время отлучек царя на войну с Польшей (1654 г.) и со Швецией (1656 г.) Никон распоряжался вполне самовластно, писал указы воеводам с формулой: «указал государь царь великий князь всея Руси Алексей Михайлович и мы, великий государь и патриарх…», утверждал боярские приговоры и даже вел дипломатическую переписку вместо царя.
Попытка создания клерикального анклава в Российском государстве
Никон пытался создать внутри государства Российского свое клерикальное государство. Он резко критиковал Соборное Уложение 1649 года за ограничение имущественной самостоятельности церкви, Монастырский приказ считал вредным бесовским учреждением. Пользуясь тем, что Уложение выделяло патриаршие владения в особое управление, он стремился максимально расширить их.
Патриаршая «империя»
Патриаршая «империя» простиралась от Москвы в сторону Новгорода, Архангельска, Вологды. В Тверском крае в его власти был Ржев и Осташковская область, на Волге – рыбные ловли в Казанской и Астраханской землях, на юго-западе – земли в сторону Киева, отошедшие от Польши, на юге – пространства до Крымских степей. Население патриарших владений насчитывало свыше 25 тыс. домохозяйств.
Конфликт светской и духовной власти: опорные пункты «империи» Никона
Опорными пунктами «империи» Никона были три монастыря: Иверский близ города Валдая в Новгородской области, Крестный на острове Белого моря близ устья р.Онеги и Воскресенский монастырь в Подмосковье. Последний был назван «Новый Иерусалим» и имел копию храма Гроба Господня с пятью престолами в алтаре для всех пяти восточных патриархов. Престол самого Никона был в центре и превращал патриарха Московского и всея Руси из пятого, т.е. младшего, в первого, т.е. старейшего вселенского патриарха.
Самая трудная и опасная часть программы Никона
Самой трудной и опасной частью программы Никона оказалось исправление богослужебных книг и обрядов. Внешне это выглядело простой реализацией идей кружка Стефана Вонифатьева и не вызывало сопротивления. За образец были взяты греческие книги и литургические каноны. Никон вел активную переписку с восточными патриархами, стремясь заручиться их авторитетом в этих вопросах.
Конечная цель патриарха Никона
Однако, конечная цель была не в исправлении русского православного обряда. Никон стремился приблизить русское православие к греческому для того, чтобы овладеть всем восточным православием и привести русскую церковь в Царьград-Константинополь. Для этого русская церковь должна быть близка и понятна греческой церкви.
Конфликт светской и духовной власти: боярская оппозиция Никону
Церковное великодержавие, вынесенное Никоном из кружка «ревнителей древлего благочестия», оказалось недостижимым. Более того, насильственная ломка обрядового строя русской церкви, предпринятая патриархом, вызвала церковный раскол, а вмешательство в государственное управление – мощную оппозицию со стороны бояр Морозовых, Одоевских, Стрешневых, Милославских, Салтыковых, Трубецких, Долгоруковых и др. Против Никона действовала и царица Мария Ильинична. Они сделали все, чтобы отвратить царя Алексея Михайловича от его «собинного друга».
Конфликт светской и духовной власти: падение Никона
И тут оказалось, что вся программа Никона строилась на особых отношениях с царем. В начале июня 1658 г. произошел открытый разрыв, а когда движимый ревностью к прежней любви Алексея Михайловича Никон поставил вопрос о доверии и заявил об отставке, она была молчаливо принята царем. Дальнейшие попытки Никона вернуться на патриаршество были пресечены, а сам он в 1666 г. был низложен собором епископов при участии восточных патриархов и отправлен в заточение в Ферапонтов монастырь.
Раскол старообрядчества
Несмотря на низложение Никона, дело его по исправлению православного обряда было продолжено, и раскол усилился. От сторонников старой обрядности отвернулся и сам царь Алексей Михайлович. В то же время, идея православного великодержавия Никона была предана забвению, так как она был чревата войной против Турции.
Церковный собор 1667 г. и победа светской власти
Церковный собор 1667 г. добился упразднения Монастырского приказа и, казалось бы, восстановил независимость духовной власти. На деле же низложением своего предстоятеля русская церковь окончательно подпала под власть царя, что и привело вскоре к упразднению патриаршества в России Петром Великим.