Новое наименование русского государства – «Россия» — утвердилось в качестве официального в московский период его истории и обрело статус государственного символа.
Новое наименование: государственные символы
В государственных символах материализуется национальная традиция государствообразующего народа. Они вырабатываются в ходе истории народа и государства. Поэтому сами символы обладают беспрецедентной устойчивостью, приобретают сакральный характер и даже обрастают своей мифологией.
Новое наименование — выражение трансформации государственности
Причины и сам процесс смены корня «рус» на «рос» в названии страны еще не вполне прояснены, но сам факт этой замены указывает на фундаментальную трансформацию русской государственности, унаследованной от киевского периода. И действительно, территория Московского царства отличалась от Древней Руси не просто количественно, площадью своей, но и было качественно новым, имперским пространством.
Не обрусение, а этнический союз
Население приобрело устойчивый многонациональный характер. Доминантой этногенеза становится не обрусение (по типу славянизации балтов, финно-угров и других этносов Киевской Руси), а этнический союз под скипетром русского монарха. Государствообразующий народ приобретает характер имперского суперэтноса, в котором в качестве этнического и культурного ядра выступают русские. Духовная матрица имперской государственности достраивается за счет иных конфессий, прежде всего, ислама.
Централизация и концентрация власти
Государственная власть менялась под влиянием исторических условий. Она сохранила свой православный духовный стержень, традиционный облик и строение, но благодаря близкому знакомству с принципами монгольской имперской государственности, приобрела новый характер. Жесткая централизация и концентрация власти в руках великого князя стремительно двигали его к царскому титулу.
Православная империя с царем и патриархом
Православная империя с царем и патриархом – итог этого движения, оформивший обновленную русскую государственность. Она обеспечила единое политическое и экономическое пространство страны с многоликим евразийским ландшафтом, многонациональным и многоконфессиональным народом.
Новое наименование: корень «рус»
Корни «рус» и «рос» в наименовании народа известны с глубокой древности. Причем, «rus» утвердился на западе (Russia, Ruscia). Киевский князь Изяслав Ярославич, известный на западе своими скитаниями по королевским дворам Европы, при дворе германского императора и у римского престола, именовался там «rexruscorum».
Новое наименование: корень «рос»
Наименование «рос» бытовало на юге и на востоке. Оно использовалось византийскими авторами. Посланцы византийского императора Филофея к франкскому королю Людовику Благочестивому назвали себя дружинниками «кагана народа Rhos», что и было зафиксировано знаменитыми Бертинскими анналами.
Диалектика корней «рос» и «рус»
Что касается самой Руси, то здесь видимо присутствовали оба наименования. Так Русская Правда в древнейшей краткой редакции (Правда Ярослава) называлась «Правда Роськая», а в позднейшей пространной (Правда Владимира Мономаха) – «Правда Русьская». В литературе имеется также мнение (Б.А.Рыбаков) о том, что древнейшей формой самоназвания русских было «рос», которое затем (в VIII – IX вв.) сменилось на «рус» подобно тому как имя распятого готами антского вождя у автора VI в. (готский епископ Иордан) – Боз, а у автора XIIв. (Слово о полку Игореве) – Бус . По мнению Г.В.Вернадского оба варианта производны от одного и того же исходного названия «рухс-ас» .
Новое наименование и обновление государственности
Отразилось ли это как-либо на названии государства, сказать утвердительно невозможно. Пример похожей эволюции – известная замена «Булгарии» на «Болгарию» — также мало что проясняет. Можно предположить, что обновленная русская государственность нуждалась в обновлении и самоназвания. Центр ее был теперь на северо-востоке русских земель, которые ближе и теснее взаимодействовали с востоком, нежели с западом, т.е. с ареалом распространения древнего корня «рос».
Русы (русичи), русские и россияне
Наименование «Россия» выражало новую геополитическую и этноконфессиональную реальность. Бурное расширение территории за счет земель, не входивших в состав прежней Руси, многонациональность коренного населения были новой реальностью, которая требовала новой символизации. Самоназвание народа «русы» («русичи») тоже должно было уступить расширительному «русские», а в дальнейшем еще более широкому, имперскому этнониму — «россияне».
Новое наименование государства: первое упоминание
Первым упоминанием нового названия государства в летописях считается известие неизданного краткого летописца под 1476 – 1501 гг. (датировка по водяным знакам бумаги). При этом термин «Росиа», «росийский» применяется и к значительно более ранним эпохам . В XVI столетии словосочетание «Росийское царство» становится общеупотребительным.
Царский титул
Царский титул «всея великия Росии» включал великие княжения Владимирское, Московское, Новгородское, а также царства Казанское и Астраханское. Словесный оборот «все государства Росийского царствия» указывал на то, что Россия уже тогда понималась шире, нежели Московское государство.
Святая Русь
Титул «всея Руси» сохранил митрополит, а затем он перешел к патриарху. Образ России как православного царства закрепился в народном сознании в выражении «Святая Русь». Феномен определения «Святая Русь» — одного порядка с такими исторически сложившимися определениями, как «Вечный Рим», «Добрая старая Англия», «Прекрасная Франция», «Поднебесная» и др. Наличие такого рода устоявшихся в народном сознании определений есть яркое свидетельство самобытной государственности, отлившейся в рельефные законченные формы.