0
(0)
Примерное время для прочтения статьи: 9 минут

Отрасли государственного управленияв Киевской также находились в стадии формирования. До собственно отраслевого принципа было еще далеко, поэтому мы будем говорить об отраслях управления с большой долей условности.

Отрасли государственного управления: Княжеский двор

Все нити центрального управления замыкались на княжеский двор. Государственное управление было продолжением системы управления княжеским домениальным хозяйством. Главный управляющий – тиун дворский – вел финансовые дела всего княжества. Устройством самого княжеского двора ведал огнищанин. Хранителем имущества князя был ключник. При всей важности указанных должностей, они могли замещаться людьми зависимыми – холопами (См. Русская Правда: «тивуньство без ряду», «аще ли привяжеть ключь без ряду», т.е. вступит в должность без особого договора).

отрасли государственного управления

Отрасли государственного управления: Правда Ярослава

С Ярослава Мудрого появляется первый записанный свод законов -Правда Роськая, и управление принимает более регламентированный характер. Законодательно закреплялась, прежде всего, важнейшая прерогатива княжеской власти – судебная. Были установлены штрафы (виры и продажи) за нарушение того порядка, который вносила государственная власть князя в хаос распада древних общинно-родовых отношений и беспорядочной войны всех против всех. Была ограничена и упорядочена кровная месть, установлены санкции за конфликты в дружинной среде, за кражи и иные посягательства на чужое, прежде всего княжеское, имущество, определялся правовой статус различных слоев древнерусского общества.

Правда Ярославичей

Сыновья Ярослава дополнили Правду новыми статьями  об охране не только княжеской, но и иной собственности, удвоили виру за убийство высших должностных лиц княжеской администрации, а также установили порядок и размер содержания вирников (сборщики присужденных платежей и штрафов) и мостников (специалистов по ремонту мостовых в городах, особенно в Новгороде).

Устав Владимира Мономаха

Владимир Мономах дополнил Правду своим Уставом, в котором был предусмотрен еще больший спектр преступлений, устанавливался новый, более справедливый порядок резоимания (ростовщичество). Были записаны отдельные циклы статей о положении различных групп зависимого населения (устав о холопах, устав о закупах и др.), свидетельствовавшие о развитии социальной политики государства. Повышалась ответственность местной общины — городской (мир) и сельской (вервь) — за сохранение порядка и спокойствия на их территории. Под защиту князя брались представители местной власти – сельский и ратайный (пахотный) староста.

Отрасли государственного управления: военное дело

Важнейшей отраслью управления по-прежнему оставалось военное дело. Вооруженные силы Руси состояли из дружины и войска. Дружина была самым боеспособным отрядом из числа профессиональных бойцов-витязей, которые осваивали военное искусство с младых ногтей. Дружину имел не только князь, но и его супруга, а также знатнейшие бояре. Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания в летописи и в былинном эпосе. Княжеская дружина подчинялась только князю. Конный русский дружинник был грозной силой и стоил в бою десятка легковооруженных степняков.

Забота о дружине

Князь больше всего дорожил своей дружиной. Он не скупился на ее снаряжение и пиры. Владимир Святославич в ответ на недовольство дружинников деревянными ложками приказал выдать серебряные, говоря при этом: «Серебром и золотом не добуду дружины, а с дружиной добуду и серебро, и золото». В сражении князь стремился сохранить свою дружину. Так, Мстислав Тмутараканский, одержавший победу над Ярославом при Листвене, во время осмотра поля битвы не сдержался от неуместного восклицания: «Радостно видеть убитых северян и варягов. А моя дружина цела»! Павшие были союзниками Мстислава.

Варяжские наемники

Наряду с постоянной дружиной князь пользовался услугами профессиональных наемников, чаще всего варяжских отрядов. Варяги служили за деньги, меха, пожалованные города и целые земли с правом сбора дани. Однако они были беспокойной средой, активно участвовали в политической борьбе и интригах, и князья стремились поскорее от них избавиться. Первым это сделал Владимир Святославич, отправивший своих ненадежных союзников-варягов в Константинополь и попросивший императора не пускать их более на Русь.

Войско

Войско («тысяча», «ополчение») собиралось для крупных военных предприятий и состояло из свободных общинников-воев. Это был отголосок военной демократии с ее всеобщим вооружением народа. Войско возглавлял воевода, назначаемый князем, чаще других – тысяцкий. Ополчение было по-преимуществу пешим, хотя спор Мономаха с другими князьями о коне смерда при подготовке одного из походов на половцев говорит о том, что в войске была и конница. Не случайно в Русской Правде немало статей, указывающих на большое значение коневодства. За жизнь опытного княжеского конюха была установлена двойная вира.

Вспомогательные войска

Вспомогательные военные части формировались из числа союзных кочевников. С наступлением половцев такими союзниками стали разбитые ими печенеги, торки, берендеи. Часть их поселилась в низовьях Днепра на положении федератов. Нередки были союзы и с самими половцами, особенно накануне монгольского вторжения.

Военный флот

Дружина и войско передвигались не только посуху, но и водой. Военные караваны достигали полутора-двух тысяч судов. Это были так называемые лодьи-однодеревки, по-гречески – моноксилы (киль вытесывался из одного ствола), снабженные уключинами для распашных весел и парусами, защищенные специальными деревянными щитами от стрел противника. Они были уязвимы только для загадочного «греческого огня» — горючей жидкости неизвестного состава, с помощью которой византийцы не раз сжигали русский флот дотла.

Военный обоз

Дальние походы требовали определенной организации тыла. Как правило, это был внушительный обоз, в котором везли палатки, провиант, доспехи, оружие и иное необходимое снаряжение. Это существенно замедляло движение войск. Поэтому чтобы подчеркнуть стремительность походов князя Святослава, летописец указывает, что он «воз по собе не вожаше». Он позволял себе даже предупреждать противника о своем намерении: «Хочу на вы ити», и все равно удары его были неожиданны. Святослав первым произнес воодушевляющую речь перед своими полками накануне решающей битвы. По тогдашнему воинскому обычаю князь сражался в первых рядах и личным примером увлекал своих воинов на врага.

Отрасли государственного управления: финансы

Управление финансами формировалось из древнего обычая сбора дани. Примитивный грабеж покоренного населения постепенно превращался в правильную систему сбора податей, то есть в отрасль государственного управления. Основная масса податного населения — «люди», поэтому дань на Руси именовалась «полюдьем». Причем этот термин означал и обычай сбора дани, и княжеский поезд, и сами предметы дани.

Полюдье

Благодаря известию византийского императора Константина Багрянородного, мы имеем подробное описание полюдья. Это был круговой объезд подвластных князю территорий с целью сбора дани. Начинался он глубокой осенью, в ноябре. Князь в сопровождении дружины («со всеми русами») и слуг выезжал из Киева в землю древлян. Затем он поочередно посещал земли дреговичей, кривичей, северян и «остальных славян, платящих дань русам». Весной в апреле месяце княжеский поезд возвращался в Киев по талой воде. К этому времени кривичи и полочане пригоняли сюда новые однодеревки, которые оснащались для дальнего плавания, нагружались собранными в ходе полюдья предметами и рабами и сплавлялись по Днепру, а затем морем до Константинополя.

Становища и повоз

Конечно, полюдье не могло проникнуть во все уголки огромного государства. Судя по всему, маршрут его пролегал по районам, прилегающим к землям полян и радимичей. Уже в таком случае он по протяженности своей составлял около двух тысяч километров. Князь должен был делать остановки, вершить суд, обсуждать с местной знатью местные дела и т.д. Поэтому на маршруте полюдья были устроены становища, куда предварительно свозились предметы дани. Этот порядок получил наименование повоза.

Первая система сбора дани

Размер дани более или менее четко был определен после трагической гибели князя Игоря в 945 году. Князь был убит древлянами за чрезмерную алчность. Видимо, какие-то границы дани были изначально установлены, и попытка Игоря с малой дружиной собрать что-то дополнительно была истолкована как нарушение. Древляне посчитали себя в полном праве «сдумать о князе сем». По сообщению Льва Диакона, Игорь был привязан за ноги к двум деревьям и разорван на части.

Отрасли государственного управления
ИГОРЬ СОБИРАЕТ ДАНЬ С ДРЕВЛЯН

Система Ольги

Ольга жестоко отомстила за гибель своего мужа, но все же вынуждена была заняться упорядочением сбора дани. Была устроена общегосударственная система пунктов сбора дани – погостов и становищ. Погосты, до которых полюдье не доходило, были укрепленными пунктами, а становища не укреплялись, поскольку полюдье (княжеский поезд) было слишком грозной военной силой, чтобы кто-то отважился на него напасть.

отрасли государственного управления
КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Распределение собранной дани

Ольга определила и порядок распределения собранной дани и денег, вырученных за продажу собранного. Треть шла на княжеский город Вышгород, а две трети – на дружину. Для более позднего времени известно, что Ярослав Мудрый, будучи князем в Новгороде, имел право на треть его годового дохода, в Смоленском княжестве, судя по грамоте князя Ростислава, жена князя имела право на часть дани.

Единицы обложения

Единицами обложения были в неземледельческих районах «дым», в сельскохозяйственных – «рало», в городах – «погородье». В княжескую казну шли также доходы с суда и штрафы. Особую статью доходов составляли сборы с торговых и разного рода пошлины: мыта (таможенная пошлина), мостовое, перевоз, гостиное (за склады), торговое (за рыночную площадь), корчмита (за ночлег).

Отрасли государственного управления: полицейское управление

Полицейское управление было важной задачей княжеской власти. Во времена всеобщего вооружения народа, как когда-то в общине спартиатов, в этом не было нужды. К тому же действовал строгий родовой обычай кровной мести. В Киевской Руси это все в той или иной мере сохранялось, как видно из первых статей Русской Правды. С формированием государственных отношений вопрос об охране правопорядка решался принципиально иначе. Монополия на насилие перешла теперь верховному владыке – князю.

Органы государственного управления: правопорядок

Сам правопорядок устанавливался высшим нормативным актом – законом. Охрана правопорядка должна стать прерогативой публичной власти. Она сама стоит на страже введенного ею самою государственного порядка. И даже полицейские функции общины уже не следствие родового обычая, а реализация государственных полномочий, зафиксированных в законе. Именно так следует смотреть на то, что возникающие бунты подавляются тысяцкими, или даже самой общиной-вервью. Что же касается тивунов, мечников, сотских, десятских, старост – все они уже ставленники князя, исполнители его воли. С утверждением христианства часть функций государства по охране правопорядка в его морально-этическом аспекте взяла на себя церковь.

Отрасли государственного управления: торговые пути

Важной сферой, требовавшей государственного регулирования и поддержки, были пути сообщения. Через Русь пролегали крупные и древние торговые пути. Самым мощным был волжский торговый путь, по которому купеческие караваны из Китая и Персии достигали севера Европы. В верховьях Волги он делился на два рукава: на север в земли новгородские и далее в Скандинавию и на запад по Западной Двине через полоцкие земли к южному побережью Балтийского моря. По юго-западной части Руси проходил оживленный Висло-Днестровский торговый путь, который связывал Европу с Причерноморьем, Закавказьем и Средней Азией.

Днепровский путь «из варяг в греки»

Экономическим стержнем Киевской Руси стал путь «из варяг в греки» оп Днепру, который выделился из более древнего маршрута – Азовско-донского. Днепровский путь имел некоторые неудобства из-за порогов в нижнем течении Днепра, но это препятствие преодолевалось с помощью волоков, которых было немало и в северной части пути. Иногда дело обходилось тем, что гребцы покидали лодьи и с берега с помощью шестов проталкивали облегченные суда через бурлящие валуны порогов. Дело было настолько привычным, что каждый из днепровских порогов имел свое имя, причем, отдельно славянское и варяжское.

Дороги Руси

Зимой устанавливался санный путь, или зимник. Не случайно княжеский поезд отправлялся в полюдье поздней осенью, когда мороз сковывал осеннюю слякоть, и русла многочисленных рек покрывались льдом. Зимняя река становилась самой удобной, а в густых непроходимых лесах северо-востока и единственной дорогой. Благодаря именно речному льду монгольская конница смогла столь быстро проходить значительные расстояния во время Батыева нашествия. И, напротив, весенняя распутица сделала их дальнейшее движение от Торжка на Новгород невозможным, и они вынуждены были повернуть в степи.

Волоки и мостовые

Княжеским именем строились мосты и мостовые в городах. Существовал княжеский «Устав мостником», включенный в состав Русской Правды, данной Ярославом Мудрым новгородцам. Князь приказывал своим людям следить за состоянием волоков, которые нужно было выстилать бревнами. Княжеская дружина охраняла торговые караваны. Были сделаны первые попытки создания искусственных коммуникаций. Так, в 1133 году новгородский посадник Иванко Павлович пытался устроить канал возле озера Стержа для улучшения навигации в верховьях Волги. Известно также, что полоцкие князья расчищали от камней Западную Двину, стремясь улучшить ее судоходные качества.

Отрасли государственного управления: почтовая служба

Пути сообщения были важны и для почтовой службы. Правильно устроенной почты еще не было. Письма и устные известия отправлялись с гонцами. Так была доставлена в Новгород Ярославу от сестры его Предславыновость о смерти их отца Владимира Святославича и начале борьбы Святополка со своими братьями. Сохранилось письмо Владимира Мономаха к Олегу Святославичу. Открытые в Новгороде берестяные грамоты с процарапанными на них острым металлическим стилом надписями свидетельствуют о том, что переписка была делом массовым и обыденным не только для вельмож, но и для простых горожан.

Отрасли государственного управления: княжеская благотворительность

Князь должен был демонстрировать человеколюбие и заниматься общественным призрением. С принятием христианства эта сфера деятельности приобрела особое значение как христианская добродетель. В то же время, это была одна из важнейших функций и задач государства, которое должно было перенять ее от родовой общины.

Обычай и обряд

Община заботилась о своих членах в соответствии с обычаем защищать и поддерживать сородичей. Это был такой же обряд, как и все другие обряды – инициация, охота и приготовление пищи, совместная трапеза, жертвоприношение и т.д. Причем личность сородича не имела никакого значения, она растворялась в космосе природы и обычая-традиции. Законом был обычай, а способом его реализации – обряд. Если обряд жертвоприношения требовал умерщвления человека, он был обречен, и это было так же естественно, как и любое другое ритуальное действие.

Христианская благотворительность

Христианство поставило в центр вселенной именно личность человека, который есть образ Божий на земле. Поэтому христианская благотворительность есть филантропия, то есть человеколюбие. Здесь главенствует солидарность по духу, а не по крови. Родовой обычай с нею несовместим. Распад родовой общины породил множество изгоев — людей, лишенных средств к существованию. Особенно тяжело приходилось вдовам и сиротам, число которых резко возрастало после очередных военных бедствий, эпидемий и неурожаев.

Отрасли государственного управления: социальная политика

На Руси существовал древний обычай дружинных пиров (тризны). При Владимире Святославиче эти пиры стали сопровождаться массовыми гуляниями и бесплатными раздачами пищи. В дальнейшем они приурочивались к христианским праздникам и торжественным событиям. Так, в 1072 году, по случаю переноса мощей невинноубиенных князей Бориса и Глеба, убогих бесплатно кормили в течение трех дней.

«Не забывайте о бедных…»

Владимир Мономах возвысил княжескую благотворительность до уровня государственной социальной политики. Об этом свидетельствует ряд статей Устава Владимира Всеволодича, вошедшего в состав Русской Правды. В Поучении детям Мономах наказывал им: «Не забывайте о бедных… Подавайте сироте, защищайте вдову и не позволяйте сильному уничтожать людей». Важная роль в благотворительности и защите слабых и бесправных принадлежала церкви и монастырям.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.