Просвещенный абсолютизм — одно из самых противоречивых определений в мировой истории. Абсолютизм — форма монархии, доведенная до предела власти царствующего лица. Это единоличная власть без каких-либо сдержек и противовесов, свободная от влияния и контроля со стороны традиционных аристократических и демократических органов, от каких-либо условностей и законов. Может ли она быть просвещенной?
Просвещенный абсолютизма: власть регламента и инструкции
Государственное управление при абсолютизме должно быть максимально централизованным. Абсолютизм не предполагает делегирования власти и ее деконцентрации. Все делается «как государь укажет». Поэтому государственный аппарат управления стремится к тотальной бюрократизации. Все действия и помыслы регулируются специальными регламентами. Чиновник ни за что не отвечает. Он действует по инструкции (регламенту).
Грамотная бюрократия
Такова была идея регулярного государства Петра Великого. С него началась абсолютная монархия в России. Его преемники вплоть до Елизаветы Петровны мало что добавили к его идейному багажу. Светское образование с академией и университетом было всего-лишь реализацией его идеи. Регулярному государству нужны были грамотные чиновники, военные, торговцы. Нужна была грамотная бюрократия. Образование и наука строились по отраслевому принципу. О просвещенной монархии не было речи.
Петр III и Екатерина Алексеевна
Эпоху просвещенного абсолютизма связывают с царствованием Екатерины II. После кратковременного и невразумительного правления объявленного наследником российского престола племянника Елизаветы Петровны Карла-Петера-Ульриха, нареченного Петром III, в результате дворцового переворота к власти пришла его супруга Софья-Августа-Федерика Ангальт-Цербстская, крещеная в православие под именем Екатерины Алексеевны.
Просвещенный абсолютизма: новая легитимация
Ей принадлежала идея утверждения самодержавия на основе новой легитимности. Прежние системы легитимации (теологическая идея божественного происхождения, теория естественного права, харизматическая идея служения монарха общему благу Отечества) для нее не годились. На роль «прирожденной государыни» чистокровная немка Екатерина тем более не могла рассчитывать. На помощь были призваны идеи европейского Просвещения, приспособленные к монархическому способу правления.
Просвещенный абсолютизм: властный симбиоз
Точнее сказать, философия власти, постепенно сложившаяся у Екатерины, была причудливым сочетанием старорусской монархической традиции с новомодными европейскими социально-политическими явлениями. Нельзя было вызвать протест в и без того накаленной обстановке всеобщего возбуждения и допустить рецидив конфликта аристократии и дворянства времен воцарения Анны Иоанновны. Екатерине удалось избежать олигархической угрозы и привлечь на свою сторону реальные силы общества.
Просвещенный абсолютизм: закон и законность
Первый и, возможно, самый главный аргумент просветителей — Закон — занимал Екатерину более всего. Она начала с создания комиссии графа Н.И.Панина, однако предложенный им проект «непременных законов», равно обязательных для подданных и для монарха, ее не удовлетворил. Никакое ограничение монархической власти было недопустимо. Напротив, Екатерина хотела бы сама выступить в роли законодателя.
Наказ Уложенной комиссии
На свет была вытащена старая идея Уложенной комиссии. Их было немало при предшественниках, но никто не смог создать нового Уложения законов, и в ходу по-прежнему было никем не превзойденное Соборное Уложение 1649 г. Но на этот раз было нечто новое: Екатерина написала для своей Уложенной комиссии знаменитый Наказ, где изложила свое видение духа и направления нового законодательства. Вот он-то и был выдержан в духе европейского Просвещения. Идеи Ш.Л.Монтескье, Ч.Беккариа и других просветителей прозвучали с высоты престола. Несмотря на компилятивный характер, это был громадный шаг вперед для России.
Просвещенный абсолютизм: источник закона — воля монарха
Согласно мнению Екатерины, закон и законность проистекают из воли монарха. Сам он ограничен лишь собственным представлением о добре и зле. Просвещенный монарх не может быть деспотом, он заботится о просвещении подданных и о смягчении их нравов. Закон пишется не для монарха. Он является источником всякой власти в государстве и употребляет эту власть для перевоспитания своих подданных в «людей нового типа», людей просвещенных и цивилизованных.
Сословная мечта Екатерины
Вторая по важности задача, которую решал просвещенный абсолютизм Екатерины, было насаждение в русском обществе сословного строя по примеру европейской цивилизации. На сословном фундаменте должно было вырасти «правовое государство». Это была государственная мечта Екатерины подобно тому, как «регулярное государство» было мечтой Петра Великого. Мечта Екатерины была мечтой и самой Европы, где господствовал абсолютизм, хотя там сословный строй и гражданское общество были вполне развиты. В России же воцарилась бюрократия.
Выбор социальной опоры власти
Уложенная комиссия была призвана стать самым масштабным законодательным проектом Екатерины. Молодая императрица словно бы прощупывала социальную опору своей власти. Аристократия оказалась бессильной и не подходила на роль такой опоры. Об этом свидетельствовало безволие графа Панина с его олигархическим проектом «непременных»законов и нового издания Императорского совета. Купечество было лишено политических амбиций. Духовенство безропотно снесло секуляризацию церковно-монастырских земельных владений.
Ставка на дворянство
Оставалось дворянство, на которое Екатерина и сделала ставку. Первым делом она подтвердила изданный ее покойным супругом Петром III знаменитый Манифест о вольности дворянства, освобождавший дворян от обязательной службы. Уложенная комиссия должна была вписать правовой статус дворянства в общий Свод законов Российской империи наряду со статусом других сословий. Но что-то с этой Комиссией пошло не так. Ее заседания были плохо организованы и превратились в сплошной гвалт, в столкновение интересов дворянства, городских сословий и крестьянства.
Судьба Уложенной комиссии
Заседания Комиссии открылись 31 июня 1767 г. в Грановитой палате Московского Кремля. Съехались 564 депутата от всех провинций империи. Депутатский корпус выглядел следующим образом: 161 депутат от дворян, 208 — от горожан, 167 — от других сословий и 28 депутатов представляли различные учреждения. В Комиссию поступило 1465 наказов. Были созданы одна общая Большая комиссия и около 20 частных. В декабре 1767 г. депутаты переехали в Санкт-Петербург, а 17 декабря следующего 1768 г. их работа была приостановлена и больше не возобновлялась.
Просвещенный абсолютизм: августейшая законодательница
Признав безрезультатность соборного законодательства, Екатерина перешла к собственной авторской разработке отдельных кодексов, что оказалось намного более эффективным способом. Ее реформы государственного управления приобрели необходимую системность и идеологическое единство. В этом она сильно походила на Петра Великого с его авторскими разработками регламентов, учреждений и должностей. Социальное же реформаторство Екатерины II имело беспрецедентный характер.
Просвещенный абсолютизм: приручение дворянства
Самую сложную, но и самую важную задачу составляло формирование сословия дворянства. Оно вырастало из прежних, еще во многом живых, служилых корпораций. Нужно было включить в состав дворянства старую аристократию, титулованные роды и новое неродовитое служилое дворянство и всех их поставить на службу самодержавию.
Просвещенный абсолютизм: спор о чистоте дворянства
В Уложенной комиссии столкнулись мнения защитника аристократии князя М.М.Щербатова и защитника Табели о рангах Я.П.Козельского. Спорили о дворянстве. Первый считал, что нельзя допускать в благородное сословие людей «неродословных», ибо они затемняют светлое дворянство, второй отстаивал мысль о том, что недопуск к дворянству заслуженных лиц лишит их стремления достичь дворянского звания. Екатерина был на стороне последних, но не могла высказать это прямо.
Жалованная грамота дворянству
Решающим шагом стала Жалованная грамота дворянству от 21 апреля 1785 г., где говорилось о благородстве дворянского сословия, о том, что оно означает и как приобретается. В преамбуле были упомянуты герои давних времен, как ближний боярин царя Федора Алексеевича князь Василий Васильевич Голицын, так и новейшие граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский и светлейший князь Григорий Александрович Потемкин. Все они славны тем, что сослужили службу Отечеству и монархии.
Просвещенный абсолютизм: права и привилегии дворянства
Дворяне получали особые права и привилегии на владение поместьями и крепостными душами, на промышленные и торговые занятия, на свободу служить или не служить и многое другое. Однако, при этом все потомственные дворяне империи должны были быть записаны в особые родословные (бархатные) книги по шести частям: от шестой, самой высшей, где были «древние благородные роды», до первой — «действительные дворяне», получившие честь по монаршему благоволению за особые заслуги.
Просвещенный абсолютизм: Жалованная грамота городам
Созданию третьего (среднего) сословия между дворянами и крестьянством служила Жалованная грамота городам, изданная в том же 1785 году. Ей также предшествовала Комиссия 1763 года о коммерции, по итогам работы которой появилась записка Г.Н.Теплова о необходимости свободы не только для посадских людей, но и права выкупиться на свободу для «промышленных крестьян», из которых и должно было появиться в дальнейшем третье сословие, столь необходимое государству.
Просвещенный абсолютизм: конструирование третьего сословия
Жалованная грамота городам признавала мещанство важным и полезным для государства. Гарантировалось право на имущество и наследство. Купцы первой и второй гильдии освобождались от телесных наказаний. Лишение мещанина чести и достоинства было возможно только через суд. Признавалось их безусловное право на торгово-промышленную деятельность. Еще ранее, в 1764 г. был одобрен план И.И.Бецкого о создании школы, обучение в которой поможет образованию из разношерстных городских групп населения нового третьего сословия.
Доктрина просвещенного абсолютизма
Доктрина просвещенного абсолютизма была направлена на то, чтобы превратить дикую и невежественную Россию в образцовую европейскую страну с просвещенным монархом на троне.Традиции русской старины вплетались в ткань современной жизни, где находилось место и высокомерному и вечно недовольному родовитому аристократу, и грубому и малограмотному помещику, и лихому ухарю-купцу и барышнику.