lang="ru-RU"> Русь и Россия как государство и как страна
savpetr.site

РУСЬ И РОССИЯ КАК ГОСУДАРСТВО И КАК СТРАНА

Примерное время для прочтения статьи: 3 минут

Русь и Россия на тысячелетней исторической дистанции к XVII столетию сформировали оригинальную систему государственной власти и управления.

Рельефность и законченность государственной системы

Все ее элементы приобрели развитый и законченный характер и вполне ясные и рельефные формы. Ее отличает глубокая укорененность в исторической традиции и, что особенно важно, в народном укладе, в принципах организации семейного быта.

Сакральность власти государя

Благодаря этому, власть государя, устройство его двора и семьи были близки и понятны как боярину, так и крестьянину или посадскому человеку. К государю, как и в простом обиходе, было принято обращаться на ты. При этом власть и личность государя возвышалась до небес, приобретала сакральный характер: «Знает Бог да великий государь!» — традиционное и очень распространенное выражение.

Народная санкция на монархию

Монархия в России имела ярко выраженный народный характер. Ее легитимность зависела от нравственно-этической санкции, полученной от народа. Эта санкция имела непосредственный характер, выраженный в понятиях патриархальной семьи. Это был многовековой традиционный уклад, а не договор между властью и гражданским обществом, зафиксированный в формальном законе.

Смута как семейный раздор

Поэтому и величайшая смута истории России походила на семейную неурядицу, раздор внутри большой семьи при вмешательстве алчных соседей. И выход из Смуты имел вид покаяния, замирения и восстановления привычного семейного уклада — традиционной народной монархии.

Страна развитого народного самоуправления

Россия была страной древнего и развитого народного самоуправления. Все начиналось с понятия «Русская земля». Это была святыня, поэтический образ, запечатленный в «Слове о Законе и Благодати», в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели Русской земли» и других памятниках русской литературы. Но это было и понятие государственно-политического и геополитического порядка.

Земский строй

Земский строй был государственным строем Руси. Князь обязан был «думать о строе земленом» со своими боярами, старцами градскими и дружиной. По мере укрепления Московского государства возвышалась роль народного самоуправления от местных земских органов вплоть до грандиозных Земских соборов, решавших судьбу всей России.

Страна торжества Православия

Россия была страной торжества Православия. Христианизация Руси была глубоко органическим процессом. Вера во Христа пришла на Русь многими путями от самых первых веков христианства. Ко времени Владимира Крестителя она уже была хорошо известна здесь. А Православие уходит корнями своими в глубокие дохристианские пласты древнейшей истории славян и руси. Не случайно именно русский народ и русское государство стали  главным оплотом Православия.

Святая Русь — идеал прекрасной страны

Выражение «Святая Русь» отражало глубинные пласты религиозного народного сознания. Оно не было идентично реальному государству XIV-XV столетий, которое далеко не соответствовало этому образу, хотя и включалось в него. Это была народная мечта или воспоминание о каком-то православном идеале прекрасной страны, России вечной, неземной, манящей.

Слияние власти с Церковью

Власть и управление в такой стране у такого народа должна была строиться в особом взаимодействии и слиянии с Церковью. Русское Православие очень рано вступило в борьбу за автокефалию своей церковной организации. Его авторитет в народе и в глазах ордынских владык вытянул Московское княжество на историческую арену.

Смысл православного царства

Москва стала центром притяжения русских земель и превратилась в мощную державу, благодаря союзу светской и духовной власти, а затем могучее государство Российское добилось введения патриаршества и автокефалии Русской Православной Церкви. Москва стала православным царством, то есть настоящим Третьим Римом.

На страже чистоты Православия

Иерархи Церкви активно участвовали в решении государственных вопросов, а царь — в делах Церкви. Обе власти стояли на страже чистоты Православия и противостояли еретическим и инославным поползновениям. Абсолютное большинство церемониальных актов с участием царя имели религиозно-обрядовый характер.

Страна многих народов

Россия была страной многих народов, и это был уникальный исторический опыт строительства огромной империи. Цивилизационный выбор, сделанный Москвой на рубеже XV-XVI столетий, был подготовлен всей предшествующей историей русских земель.

Истоки полиэтничности Древней Руси

Уже Киевская Русь была полиэтничным государством, в котором прекрасно уживались славяне, балты, финно-угры, тюрки, аланы и другие народы. Более того, происхождение и формирование самих русов связано со слиянием многих древних этносов — готов, фризов, кельтов, гуннов, и это еще не весь перечень. Этнонимы, топонимы, гидронимы с корнем «рус» и производными от него встречаются во всех уголках Европы, Малой Азии, Северной Африки. Те же тенденции отражает и русский имянослов.

Россия и Восток

В Московском государстве эта черта многонациональности приобрела еще большее значение и дополнилась многоконфессиональностью. Покорение Казани и Астрахани, разгром Сибирского ханства выглядят на фоне освоения громадных пространств Поволжья, Приуралья и Сибири как малозначительные эпизоды военных конфликтов. Татарская конница составляла важную часть войска Ивана Грозного, татарская знать пополнила политическую элиту Московского государства. Это была последовательная политика, которая усиливала легитимность власти царя в глазах народов, воспринимавших Москву как наследницу великой империи монголов.

Россия и Запад

Продвижение на запад было намного труднее. Отношения с дальним западом Европы блокировались ближайшими соседями — Польшей и Ливонией. В жестком противостоянии находилась православная Москва с католическим Римом. Мягче была реакция на протестантскую часть Европы. Попытки Иоанна Грозного выйти к Балтийскому морю и вступить в прямые торговые отношения с Западной Европой остались без особого успеха.

Наследие Московского царства

Московское царство оставляло следующей эпохе русской государственности много нерешенных вопросов как в деле государственного освоения огромной территории с Сибирью на востоке и Украиной на западе, так и в деле определения своего места среди европейских стран и народов с их бурным промышленным ростом и капитализмом.

Exit mobile version