Важную часть церемониального уклада жизни двора и государя составляли его торжественные выходы на богомолье.
Царские выходы: подражание византийскому императору
Сами выходы были обставлены с максимальной пышностью, но при этом делом вполне обычным и происходили с известной периодичностью и постоянством. Русский царь подражал в этом византийскому императору, поэтому выходы эти имели определенный церемониал.
Государь как образец соблюдения обряда
Обряд вообще играл выдающуюся роль в тогдашнем общественном сознании, и государь служил в этом отношении образцом. Лицезреть эти царские выходы в сопровождении всего синклита и высшего духовенства собирался народ не только со всей Москвы, но и даже из отдаленных мест государства Российского.
Царское облачение
Государь выходил к народу во всем великолепии своего облачения под специальный выходной колокольный звон. В наиболее важные церковные праздники – в царском наряде, который включал порфиру, царский становой кафтан с широкими рукавами, корона, бармы, наперсный крест и перевязь на груди, вместо обычного посоха из черного дерева – царский серебряный жезл. Даже башмаки царя были унизаны жемчугом и драгоценными каменьями.
Царская свита
Ввиду немалой тяжести всего наряда, государя поддерживали под руки стольники или бояре. Свита царя была также богато украшена, причем наряд для нее иногда выдавался из казенных сундуков по специальному распоряжению государя.
Праздничные ферязи
В разные праздники полагалось облачаться в различные ферязи: на Рождество, Богоявление, Пасху — в золотые, на Рождество Богородицы, Воздвижение, Покров – в бархатные, на Сергия Радонежского, Иоанна Златоуста, Саввы Сторожевского, Григория Богослова и др. – в шелковые (объяринные).
Ближний выход
Численность свиты доходила до тысячи человек. Перед царем шли люди меньших чинов, за царем – бояре, окольничие, думные чины и ближние люди. Постельничий со стряпчими несли разные предметы – полотенце, стул с подушкой, особый ковер (подножье) для стояния на службе, зонт (солоношник).
Царский выезд
Если государь отправлялся за пределы Кремля или даже самой Москвы, то на наклестках его саней с разных сторон становились знатнейшие бояре, на оглоблях – стольники. Остальные шли пешком следом за санями. Охрану составлял отряд из ста стрельцов с батогами, которыми расчищался путь в толпе народа.