lang="ru-RU"> Церковь и государство на Руси
savpetr.site

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО НА РУСИ

Примерное время для прочтения статьи: 7 минут

Церковь и государство на Руси всегда находились в тесном взаимодействии.

Церковь и государство: духовная санкция

Династия Рюриковичей нуждалась в укоренении и социализации своей власти. Аргумент силы во взаимоотношениях с местными элитами покоренных славянских земель нужно было заменить авторитетом государственной власти, легитимация которой без духовной санкции была невозможна. Такую санкцию давала лишь общая со всем населением религия, как система ценностей или мировоззренческая матрица для «собирания» государствообразующего народа.

Церковь и государство: преображение на личностном уровне

Она могла быть только славяно-русской. Участь варяжской дружины была решена. Владимир отказался от ее услуг и выслал в Константинополь. Народ создавался через духовное преображение на личностном уровне. Никакой языческий культ, даже такой синкретический как вышеописанный пантеон во главе с Перуном на это не способен. Именно в этом глубоко личностном преображении народа и состоит фундаментальная основополагающая роль христианства в государственном строительстве на Руси, а вовсе не в том, что оно обладало каким-то особым политическим инструментарием для освящения правящего режима. Язычество имело значительно более глубокую государственную историю. Однако оно проиграло христианству спор за человека, а затем и за государственность.

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ

Церковь и государство: выбор веры

Организация христианской церкви на Руси еще вызывает немало вопросов. К примеру, чем объяснить арианский символ веры, приведенный в Повести Временных лет в сюжете о выборе веры Владимиром. Это не могло быть случайностью. Тогда откуда же было принято крещение Руси?

Церковь и государство: возможные источники христианства на Руси

Византийская иерархия с митрополитом Киевским Феофемптом во главе появилась только в 1037 году, при Ярославе Мудром, когда были заново освящены уже построенные к тому времени храмы и начали строить новые – три Софийских собора в Киеве, Новгороде и Полоцке. Притязания Рима были отвергнуты. Оставались два наиболее вероятных источника – автокефальное архиепископство южных славян в Охриде, где подвизались вышедшие из Моравии ученики Кирилла и Мефодия, способные вести богослужение на славянском языке, и таковой же центр восточного христианства в Тмутаракани.

Церковь и государство: борьба князей

Строительство новых соборов и «переосвящение» старых после утверждения константинопольской иерархии при Ярославе Мудром может быть связано с противоборством братьев – Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Этот конфликт мог заставить Ярослава обратиться к Константинополю за церковной поддержкой. Этим устранялось подчинение Тмутараканскому архиепископу, и Киевская епархия получала нового главу – митрополита, поставляемого на Русь патриархом Константинопольским.

Константинопольская иерархия

Уже к концу великого княжения Владимира Святославича в составе русской церкви числилось семь епархий – Новгородская, Черниговская, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Туровская и Ростовская. После 1037 года к ним добавилась, вероятно, и Тмутараканская епархия.

Церковь и государство: насаждение христианства

После крещения киевлян и свержения языческих идолов по инициативе великого князя произошла смена религии в Новгороде, где это вылилось в открытое противостояние. Одна из летописей сообщает, что христианство было утверждено здесь огнем и мечом. Известны также восстания против христианских миссионеров в других землях Руси.

Церковь и государство: смена элит и природнение православия

Часто инициаторами и лидерами этих движений были волхвы – представители уходящей религиозной элиты. В целом же утверждение христианства произошло относительно спокойно и достаточно быстро, по сравнению с соседями Руси. Этому способствовало также и то, что богослужебные книги и сама литургия были на языке славян, т.е. на русском языке. Главное же было в том, что народ почувствовал в православии нечто знакомое и родное и принял его в свою систему ценностей.

Сфера компетенции церкви

Церковные уставы русских князей закрепляли сферу компетенции церкви – морально-нравственная сторона социальной жизни, брачно-семейный быт и обычаи межличностных отношений. Церкви предоставлялось право суда, наложения наказания (епитимья). Княжеской администрации прямо запрещалось вмешиваться в юрисдикцию церкви. Князь определил и четко зафиксировал долю церкви в доходах государства – десятую часть (десятину).

Церковь и государство: символ государственности

Христианские храмы, в отличие от языческих капищ, строились в центральной части города и со временем сделались символом государственности. К примеру, новгородцы говорили: «Где святая София, тут и Новгород!». Митрополит и епископы пользовались правом «печалования», т.е. увещевания князей и бояр. В летописи сохранились известия о том, что Владимир Святой советовался с епископами о казнях разбойников и поступал согласно с их мнением.

СОФИЯ НОВГОРОДСКАЯ

Грамотность

С приходом христианства началось на Руси «учение книжное». Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о том, что грамотность спустя два-три столетия была широко распространена во всех слоях общества и вошла в обыденную жизнь русских людей.

Православная духовно-культурная матрица

Главная заслуга церкви перед русской государственностью состоит в том, что благодаря многовековой ее деятельности была сформирована православная духовно-культурная матрица, на которой произошло собирание русского народа как нации не только этнической, но и государственно-политической. Православная церковь не знала ордена меченосцев и т.п. «ревнителей веры с мечом в руках». Формирование полиэтничного русского народа происходило по-преимуществу ненасильственным путем. Христианство сплачивало разнообразные славянские и неславянские племена в единый народ христианский (крестьянский), для которого единое государство приобретало православно-сакральный смысл.

Церковь и государство: новая государственная идеология

Церкви принадлежит заслуга создания первых образцов государственной идеологии. За точку отсчета принимается «Слово о Законе и Благодати» — знаменитое сочинение (пасхальная проповедь) Илариона, первого митрополита Киевского и всея Руси из русских, поставленного в 1051 г. по желанию Ярослава Мудрого.

НИКОЛАЙ РЕРИХ. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

Первый русский митрополит

Иларион был священником («презвутером») любимого храма Ярослава – церкви Св.Апостолов в Берестове и, вероятно духовником князя. Он первым создал пещерную келью для уединенной молитвы на берегу Днепра, чем положил начало знаменитой и поныне Киево-Печерской лавре. Илариону принадлежит также текст Молитвы за русский народ и Исповедания веры. Он участвовал в составлении древнейшей части Русской Правды и Княжеского (церковного) Устава Ярослава Мудрого. Есть также предположение о его причастности к составлению первой русской летописи – Повести Временных лет. Его духовное пастырство было непродолжительным. Уже в 1055 году упоминается митрополит Ефрем, с которым надолго восстановилась прежняя традиция назначения на Русь митрополитов-греков.

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН

Пасхальная проповедь

Пасхальная проповедь произносилась перед лицом великого князя Ярослава Мудрого и всех его приближенных бояр и членов семьи, а также при стечении народа в новом Софийском соборе. Вероятно, это событие состоялось 26 марта 1049 года, когда праздник христианской Пасхи совпал с праздником Благовещения. В тексте проповеди наряду с пасхальными мотивами есть прямое упоминание Благовещения.

Слово о Законе и Благодати

Иларион рассуждает о соотношении ветхозаветного Закона и новозаветной Благодати на путях человечества к истинной вере в Бога. При этом он характеризует главные ценности русской государственности – Русский народ, Русская земля, Русский князь. По сути дела, перед нами первое изложение той мировоззренческой матрицы, на основе которой происходит уже во времена самого Илариона собирание (формирование, строительство – как угодно!) русского народа. Это Православие.

Равенство народов в обретении религии

Его духовная высота есть залог прочности уз, скрепляющих различные славянские и неславянские племена, строящие государство, в единый русский народ. Это его духовная несущая конструкция. Поэтому столь жарко и страстно вещает проповедник, отстаивая равенство народов в обретении божественной Благодати в противовес Закону богоизбранного Израиля.

Наследие Константина Философа

Просвещение как свободное принятие Света Божия, исповедание его на своем родном языке – эта идея продолжает прозвучавшую за двести лет до Илариона знаменитую речь Константина Философа на диспуте в Венеции. Равноапостольный просветитель славян Константин (Кирилл) выступил против западнохристианского мнения о том, что с Богом можно общаться только на трех языках – еврейском, греческом и латинском. Все языки равно угодны Богу, все народы равноправны в Благодати Божией, независимо от времени своего приобщения к ней. Итак, русские – суверенный христианский народ, равноправный с иными христианскими народами.

СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА

Церковь и государство: величание Русской земли

Величание Русской земли у Илариона есть величание русской государственности, Отечества. Еще дед Ярослава Мудрого князь Киевский Святослав восклицал,  обращаясь  к своим воинам вдали от родины: «Да не посрамим Земли Русской!». Русская земля – это особенный государственный строй, который именуется земским. Он указывает на то, что Русь была своеобразной иерархией общин под скипетром Дома Рюриковичей. Ее составные части – земли полян, древлян, радимичей, вятичей и других славянских племенных союзов. Наименование Русская земля преодолевало это многообразие, придавало этой федерации земель необходимое государственное единство.

Русская земля как поэтический образ

Русская земля – это поэтический образ, что немаловажно. Автор Слова о полку Игореве восклицает: «О Русская земля, уже ты за шеломянем еси!». В Повести о погибели Русской земли читаем: «О светло светлая и украсно украшенная Земля Русская!». Сам факт поэтизации указывает на то, что перед нами не чуждое народному сознанию, навязанное со стороны понятие, а глубоко укорененное в духовной культуре народа эмоционально окрашенное в высокие патриотические тона личностное переживание.

Церковь и государство: величание русского князя

Русский князь величается Иларионом через величание Русской земли. При этом он подчеркивает достоинство князей дохристианской эпохи – Игоря Старого, Святослава и самого Владимира до его крещения. Ибо не в худой земле владычествовали, но в Русской, «яже видима и слышима всими концы земля!». Это утверждение имело принципиальное значение. Русские князья – не безликие вассалы Византии, но суверенные властители великой страны. С принятием христианства Благодать пролилась и на тех, кто не дожил до просвещения Руси. Поэтому весьма символичным было крещение праха покойных братьев Владимира Святославича – Ярополка и Олега, перезахороненных в Десятинной церкви.

Похвала князьям

В знаменитой «Похвале князьям» Иларион отметил особо то обстоятельство, что Владимир пришел к свету христианства своим разумом. Поэтому его подвиг крещения целого народа огромной страны выше апостольского, ибо он не имел общения с Христом, не слышал его проповедей, не видел чудес, сотворенных Господом. Он уверовал своим разумением, своим стремлением к Богу истинному.

Государственная идея Илариона

При крещении своем Владимир нарекся царственным именем Василий, т.е. властвующий. Этим подчеркивались его суверенитет и единодержавие. Той же цели служил и принятый им титул кагана русского. Владимир не ограничился личным исповеданием Христа, он «заповеда… всем быти  крестьяном, малыим и великим, рабом и свободным, уныим и старыим, богатыим и убогим». Никто не посмел ослушаться великого князя, все приняли святое крещение: одни с любовью, другие – под страхом кары («если кто не крестится, да будет мне враг» — объявил князь), «понеже бе благоверие его с властию съпряжено», — подчеркивает Иларион.

Церковь и государство: власть стала опорой христианской веры

Так власть самодержавная, которая идет от предков Владимира на киевском престоле, стала опорой христианской веры. Этим государственная идея Илариона отличается от точки зрения Григория Богослова, который выдвигал на первое место не самодержавие, а христианство. Он считал, что у римлян именно «с пришествием Христовым явилось … самодержавие, никогда дотоле не достигавшее совершенного единоначалия».

Церковь и государство: Третий Иерусалим

В представлении Илариона Владимир и его бабка княгиня Ольга как бы повторили подвиг императора Константина и матери его Елены, принесших святой животворящий крест Господень из Иерусалима. Владимир и Ольга также принесли святой крест (крещение) из второго Иерусалима (Константинополя) на Русь. Идея Киева как третьего Иерусалима есть по сути дела предвосхищение более поздней идеи «Москва – третий Рим».

Значение проповеди митрополита Илариона

Таким образом, проповедь будущего первого русского митрополита Илариона закладывала фундамент церковно-государственной идеологии Руси. «Слово о Законе и Благодати» оказало определяющее влияние на весь последующий ход историософской мысли России. В нем содержалось обоснование духовной матрицы государствообразующего народа, его Отечества и единодержавной власти Царя как главных ценностей русской государственности.

Exit mobile version