lang="ru-RU"> УРОКИ СМУТЫ: МНОГОСЛОЙНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН - savpetr.site
savpetr.site

УРОКИ СМУТЫ: МНОГОСЛОЙНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Примерное время для прочтения статьи: 5 минут

Уроки Смуты имеют непреходящее значение для всей последующей истории России вплоть до настоящего времени, когда новая смута привела к крушению советского государственного порядка и к распаду великой державы. Отметим некоторые характерные черты этого явления нашей общественной и государственной жизни.

Уроки Смуты: идеократическое государство

ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН

Смута есть многослойный социально-психологический феномен, развивающийся во времени. Толчком к смуте и катализатором ее основного процесса – ценностной дезориентации народного сознания – является кризис власти на самых верхних ее уровнях. Царь и царская власть были главным ценностным ориентиром для народа в его понимании своей государственности. Русское царство было идеократическим государством, построенным не на силе закона, а на идее правды, которая была непосредственно и сакрально (мистически) воплощена в идее прирожденного государя.

Уроки Смуты: религиозная катастрофа

Пресечение легитимной династии прирожденных государей вызывает в народе ощущение крушения мироздания, религиозную катастрофу. Русский человек становится, по известному выражению, «без царя в голове». Весь государственный и общественный порядок становится непрочным, шатким.

Уроки Смуты: страдания и жертвы «всей земли»

Выйти из династического кризиса простым избранием нового царя было невозможно. Борис Годунов, казалось, учел всё. Он был избран на царство Земским собором после шестинедельного ожидания и небывалого накала страстей в народе. Однако, он не смог основать новую легитимную династию прирожденных государей. Потребовались страдания и жертвы, сопоставимые с теми, что были принесены на алтарь династии Рюриковичей.

Сакральная легитимность новой монархии

Смута в этом смысле повторила за короткий миг истории, протяженностью в десять с небольшим лет, то падение государственного порядка и вековое собирание русских земель, которое предшествовало Московскому царству. Только тогда единодушное избрание династии Романовых было воспринято как чудо, и новая монархия обрела свою сакральную легитимность. Выход из династического кризиса стал выходом из смуты.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Социально-психологический код самозванчества

Смута породила феномен самозванчества. В дальнейшем оно не раз возникало в кризисные моменты русской истории. Не всякий кризис порождал самозванчество, но если оно возникало, то всегда было связано с кризисом легитимности власти. Этим оно и было опасно, оно привлекало и увлекало за собой огромные массы людей, так как предлагало им простые решения сложнейших государственных вопросов. Лозунг: За хорошего царя! облекался в формулу: За законного (прирожденного) царя! — это и было отрицанием легитимности действующего монарха, против которого поднималось движение.

РАСПРАВА НАД САМОЗВАНЦЕМ

Уроки Смуты: сознание и поведение народа

Смута коренится в сознании народа. Люди впадают в массовый стихийный соблазн. Они становятся такой колышащейся массой, из которой время от времени исторгаются большие или малые группы и отдельные личности, герои или изверги, которые могут привести эту массу в волнение и направить ее всесокрушающую силу в нужном для себя направлении. В смутное время эта стихия выходит на передний план, поведение народа становится неуправляемым и иррациональным.

НАРОДНАЯ СТИХИЯ

Уроки Смуты: молчание народа

Всё начинается с грозного затишья. Современники Смуты подчеркивали, что все беззакония действующих лиц и группировок совершались при безумном всего мира молчании (Авраамий Палицын). А.С.Пушкин закончил свою гениальную трагедию «Борис Годунов» сценой обращения цареубийц к собравшемуся на площади народу. На их известие о якобы свершившемся самоубийстве царицы Марии и молодого царя Федора Годуновых народ в ужасе молчит, а на призыв кричать здравицу в честь самозванца народ безмолвствует. Здесь четко видна грань перемены в настроении народа: «безмолвствует» — это уже не «в ужасе молчит», это уже не психологический шок, а грозное предзнаменование.

ЗАРЕВО

Уроки Смуты: радикальное обновление элиты

К самостоятельному, поначалу хаотичному, выступлению народные массы были вызваны окончательным распадом государственного порядка и национальной изменой знати, которая до этого успешно дирижировала буйством толпы, направляя ее то за самозванца, то против него. Олигархия во главе с Шуйским, а затем откровенное предательство «седьмочисленных бояр», стали сигналом для самоорганизации народного движения, которое привело в конечном итоге к тому, что старая знать вообще сошла с исторической сцены. Произошло радикальное обновление элиты.

Уроки Смуты: народная духовная санкция власти

Смута была крушением всей системы государственного управления. Насколько сакральной была власть царя, настолько лишены были народной духовной санкции и самостоятельной легитимации все органы государственного управления и чиновники всех рангов. Распад власти и управления шел сверху вниз. Ни один центральный приказ не оказался способен к выражению и защите общенациональных интересов. Наступил паралич высшего и центрального управления.

ВОЛЬНИЦА

Уроки Смуты: смена парадигмы мышления

Народная санкция на роль защитника Отечества сохранялось лишь за органами прямой демократии — местного самоуправления, где начальники выбирались общиной и не могли оторваться от ее интересов. На этом последнем рубеже государственности и сформировалось понимание жизненной необходимости восстановления системы власти и управления. Люди на местах, прежде жившие своими местными интересами и уповавшие на Бога да на великого государя, должны были подняться до уровня гражданственности и мыслить теперь общенациональными категориями.

Уроки Смуты: демократия восстановила монархию

В России демократия восстановила монархию. Движение ополченцев с самого начала провозгласило своей целью восстановление государственного порядка. Гражданин Минин был выразителем интересов российского гражданского общества. На западе оно понималось как организация индивидов, создавших путем общественного договора государство с целью прекращения войны всех против всех. Государство враждебно гражданскому обществу, поскольку оно, государство, стесняет «естественные права» индивидуума. Поэтому оно само должно стать правовым.

Особенности русского гражданского общества

Русское гражданское общество представляла община, связанная с верховной властью в лице православного монарха непосредственно, без каких-либо публично-правовых регуляторов. Поэтому восстановление государственного порядка для россиян было не в воссоздании приказной бюрократии и воеводского управления (с этим они справились «походя», без особых затруднений и дискуссий) и даже не в созыве Земского собора, а в восстановлении православной легитимной монархии.

Обнажение цивилизационной матрицы

Смута обнажила цивилизационную матрицу, на основе которой веками собирался народ и создавалось государство Российское. Россияне впервые ощутили свое национальное единство и свою национальную задачу. «Все государства Московского царствия» вышли из горнила Смуты единым этническим и геополитическим пространством, которое в течение нескольких десятилетий превратилось и в единое экономическое пространство.


Exit mobile version