5
(1)
Примерное время для прочтения статьи: 4 минут

Византийская государственность имела свою целостную концепцию. Возникновение ее относится к ранневизантийскому периоду, а окончательное оформление к IX – X столетиям. Оригинальность государственной идеи византийцев заключалась в органическом переплетении разных традиций – эллинизма, имперской государственности Рима и христианства.

Византийская государственность

Византийская государственность: Басилейя

Эллинистический монарх-автократор имеет обязанности перед подданными. Его правление должно отвечать требованию «разумности». Он обязан способствовать развитию культурного единства как фактора политического. Византийцы восприняли эллинистический принцип: царь есть часть царства.

Византийская государственность
Император Юстиниан I со свитой

Византийская государственность: Влияние римской державности

Римская державность также восходит к эллинистическому универсализму, но ей характерна большая дисциплинарность социальных и политических отношений. В Риме возобладала более жесткая, нежели греческая идея государственности.

Византийская государственность
Император Константин

Со времен принципата в Риме шла борьба двух направлений – сенаторского и имперского. Возобладало имперское направление, При этом ориентализм «божественного императора» Диоклетиана уступил государственной идее Константина. Она-то и была воспринята византийцами, которые называли себя ромеями. Они усвоили себе взгляд на императора как на неограниченного правителя, но, тем не менее, не собственника государства.

Византийская государственность: Государственная религия

Союз императорской власти с христианской церковью начинается с Константина (306 – 337 гг.). Христианскую идею власти базилевса сформулировал Евсевий, доверенный сподвижник Константина. В основе здесь также идея державы: Император – космократор, глава земного порядка, подобного небесному. Таким образом, римский мир (PaxRomana) становится христианским (PaxRomanaChristiana). Византийское государство является избранным, имеет провиденциальное предназначение. 11 мая 330 г. древнегреческая колония Византий провозглашается Константинополем. В 476 г. римский император Ромул Августул выслал из Рима в Константинополь знаки императорского достоинства.

Византийская государственность
Собор Святой Софии

Две власти

Евсевий определил сферы действия светской и духовной власти: первая заботится о земных потребностях подданных, вторая – об их душах. Обе власти действуют совместно и составляют знаменитую византийскую «симфонию властей». Император прежде всего христианин, подающий пример своим усердием в вере и человеколюбием (филантропия).

Византийская государственность
Императрица Феодора со свитой

Он должен демонстрировать мудрость философа в государственных и житейских делах, миролюбие к иным народам и государствам, но быть в то же время воином Христа, то есть бороться за христианское дело. Сочетание столь трудносоединимых приоритетов породило знаменитую византийскую дипломатию как мирный способ утверждения могущества христианской державы, а также миссионерство как мирное средство обращения в христианство – разновидность дипломатии.

Христианский суперэтнос

Христианство формировало и этническое лицо населения империи. При всей своей языковой пестроте население империи представляло собой единый суперэтнос, благодаря именно христианству, а также культурным традициям эллинизма, возобладавшим на всей территории Римской империи и ряда соседних стран[1].

Византийская государственность
Актриса с тремя масками

Византийская государственность: Взаимодействие трех сил

Система власти и управления в Византии отражала взаимодействие трех сил. Элита империи была сосредоточена в Сенате, который в том числе утверждал избрание императора. Важнейшую роль играла армия, которая собственно и выдвигала очередную кандидатуру на императорский трон. Армия постепенно подвергалась все большей варваризации и утрачивала свою политическую роль. Третью политическую силу представлял народ, организованный в общины – димы.

Acclamationes

Еще Константин ввел систему acclamationes – публичной оценки народом деятельности государственной власти, за что и получил звание восстановителя свободы (restitutor libertatis). В Константинополе существовала традиция непосредственного общения императора с народом на ипподроме, во время празднеств и состязаний. Димы принимали участие в официальных церемониях.

Византийская государственность
Высший чиновник

Венчание на царство

К VII столетию роль Сената снизилась, упала роль димов. В X столетии император Лев VI ликвидировал городское самоуправление. Изменился и обряд вступления императора на трон. Главным сделался обряд венчания на царство в Софийском соборе. Император нарекается василевсом (базилевс) и автократором, то есть царем.

Византийская государственность
Константин Палеолог

Новая идеология

Все эти перемены требовалось идеологически обосновать. Эту работу выполнил диакон Софийской церкви Агапит. По его мнению, власть базилевса имеет неограниченный характер с точки зрения законов империи, но должна соответствовать земным и небесным установлениям, то есть монарх – слуга и исполнитель воли Бога. Причем, подчеркивалась, что император — богоизбранный монарх, не нуждающийся в посредничестве церкви в своем молитвенном общении с Христом.

Сакрализация власти

Как видим, эволюция государственного строя Византии отражала ее движение в сторону концентрации и сакрализации власти, но это было движение не к восточному деспотизму, а к средневековой христианской монархии. Византия была мировой империей и в этом качестве претендовала на исключительность. Константинополь был гигантом по сравнению с другими городами Европы и Ближнего Востока.

Византийская государственность
Двуглавый орел

Он был также культурной столицей всего христианского мира, который уже с IX столетия раскололся на запад и восток. Притязания Византии на мировое господство, то есть на все территории Рима, прекратились лишь с признанием империи Карла Великого в 810 г., когда император Михаил I официально признал императорский титул Карла. Поэтому византийская государственность оказала, пожалуй, наибольшее влияние на молодую русскую государственность


[1]    См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. С. 142-144.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.