3
(1)
Примерное время для прочтения статьи: 12 минут

Опричнина Ивана Грозного была совершенно неожиданным шагом, имевшим далеко идущие последствия.

опричнина ивана грозного
ИВАН ГРОЗНЫЙ

Опричнина Ивана Грозного: спор о смыслах

Если все предыдущие правительственные меры кажутся вполне логичными и укладываются в общую стратегию централизации государственной власти, то опричнина производит впечатление абсолютной контрпродуктивности, представляется каким-то вывихом, провалом и даже сумасшествием ее инициатора Иоанна IV. Спор о том, можно ли признать в опричнине некую заранее продуманную и политически оправданную комбинацию и систему мер, или это была безумная импровизация, не имевшая никакого смысла, сопровождает всю историографию эпохи Грозного.

Опричнина Ивана Грозного: предыстория знаменитого указа

Знаменитый указ об опричнине имел свою предысторию. На протяжении нескольких лет нарастало недовольство царя тем, что советчики отодвигали его от реального управления, а боярская аристократия оставалась незыблемой силой и лишала его реальной верховной власти. Это ощущение бессилия для столь деятельной натуры, каким был характер Грозного, вызвало взрыв протеста и падение правительства Алексея Адашева – Избранной рады.

Опричнина Ивана Грозного: царь думал иначе

Судьба худородных любимцев царя – Сильвестра и А.Адашева – не беспокоила боярское крыло Избранной рады. Бояре был даже рады их отставке, рассчитывая вернуть прежнее руководящее положение при царе. Но царь думал иначе. После смерти царицы Анастасии Захарьиной он вступил в новый брак и учредил при малолетних царевичах Иване и Феодоре опекунский совет, призванный править страной в отсутствие самого царя.

Выдвижение Захарьиных

В составе этого «правительства» не оказалось ни одного знатного боярина, ни удельных князей Старицких и Шуйских, ни вождей Боярской думы. «Двор» царевичей возглавили Захарьины, к которым аристократы относились с презрением. В состав новой семибоярщины вошли также никому не известные молодые друзья царя Телятевский и Горенский, стоявшие еще ниже Захарьиных.

Несмотря на падение Избранной рады, начатые при ней реформы продолжались. Доминирующее положение в государственном управлении стали занимать новые органы – приказы. Ключевые должности в приказном аппарате были отданы ставленникам Захарьиных: Никита Фуников возглавил Казенный приказ (финансы), а дьяк Иван Висковатый стал хранителем царской печати (государственный печатник или, по европейской терминологии, – «канцлер»). Вообще высшая приказная бюрократия вошла в силу и в доверие царя[1].

Реформы и высшая приказная бюрократия

Опричнина Ивана Грозного: формирование новой гвардии

Ключевая роль в новой политике Грозного отводилась войску. Оно, конечно, находилось в его власти, но не только. Командные высоты в нем традиционно принадлежали думской аристократии. Для решения внутриполитических задач укрепления самодержавной власти нужна была вооруженная сила, которая будет блюсти «дело государево» выше «дела земского». Нужна была своеобразная гвардия. Наиболее подходящим для этого классом населения было служилое дворянство. Из его числа была набрана особая «избранная тысяча» дворян, которые были наделены поместьями в Московском уезде. Их имена занесены в особую «тысячную книгу». Эти привилегированные дворяне стали именоваться московскими, а остальные — провинциальные – городовыми.

Опричнина Ивана Грозного
ДВОРЯНСКАЯ КОННИЦА

Опричнина Ивана Грозного: Устав о службе с земли

Курс на выдвижение дворянства был взят задолго до опричнины. Дворянская конница была самой надежной и боеспособной частью войска наряду с татарскими отрядами служилых царевичей и кабардинцами. Для ее развития требовались резервные населенные крестьянами земли. Взоры казны обратились к многоземельным владениям удельных князей и монастырей. В 1556 г. был соборно утвержден Устав о службе с земли. В нем строго проводился принцип служилого характера всех землевладений, как поместных, так и вотчинных. Вводился контроль над отчуждением вотчин в пользу монастырей. Земля должна была оставаться «в службе».

Опричнина Ивана Грозного: натиск на земельные права княжат

В 1562 г. был сделан решительный шаг, ведший к разрыву с боярской аристократией: дума утвердила уложение о княжеских вотчинах, по которому княжата не могли обменивать родовые вотчины, а выморочные земли теперь должны были поступать не монастырям, а в казну. Все сделки на княжеские вотчины, совершенные до Устава о службе 1565 г. решено было пересмотреть, и земли записать в казну. Боярство всполошилось и запротестовало. Эти настроения и отразил беглец и предатель Андрей Курбский. До его измены уже имели место попытки «отъезда» вельмож в Литву. Зрели и вполне реальные заговоры.

Первые побеги в Литву

Первым пытался бежать родной дядя царя Василий Глинский и был арестован. Затем последовало бегство в Литву троюродного дяди царя князя Дмитрия Вишневецкого, которому на правах удела был отдан Белевский уезд. Здесь уже обнаружился заговор. Князь бежал «изменно», бросив доверенные ему войска, которые он вел как раз против Литвы. Незадолго до этого пытался бежать номинальный глава Думы удельный князь Бельский, хотя его владениям Уложение 1562 г. не угрожало. Положение походило на цепную реакцию.

Опричнина Ивана Грозного: переход к решительным действиям

Тогда власть перешла к решительным действиям: насильственно были отняты удельные вотчины князей Воротынских, старший из которых Михаил попал в заточение. Была объявлена опала «великому боярину» Дмитрию Курлятеву, сподвижнику А.Курбского по Избранной раде, который был изобличен в измене и попытке бегства в Литву с поста смоленского воеводы. Он был пострижен в монахи вместе со всей его семьей.

Боярский заговор 1563 года

Еще большее значение придавал Иван Грозный открывшемуся в 1563 г. заговору бояр, в центре которого вновь оказался его двоюродный брат Владимир Андреевич Старицкий. Еще в момент тяжелой болезни царя в 1553 г. на него попытались сделать ставку княжата, не желавшие присягать младенцу царевичу Дмитрию, первенцу Грозного от Анастасии Захарьиной. Как и десять лет назад Грозный простил брата, назвав его поведение «дуростью», но имена прикосновенных к заговору бояр запомнил и постарался их скомпрометировать в официальных летописных записях, которые правил лично. Старицкий удел был также обречен на ликвидацию.

Бегство и измена князя Андрея Курбского

Обстановка накалялась. Царя сдерживал лишь престарелый учитель и духовный авторитет митрополит Макарий. С его смертью «прямые речи» говорить царю стало некому. Ближайшим советником Грозного становится боярин Алексей Басманов-Плещеев, с влиянием которого связывают первые кровавые казни бояр Шереметева, Репнина и Кашина. В 1564 г. последовала самая болезненная для царя измена князя Андрея Курбского, который не просто бежал к польскому королю, но и воевал на стороне врагов России.

опричнина ивана
БЕГЛЫЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ КУРБСКИЙ

Опричнина Ивана Грозного: падение правительства Захарьиных

Правительство Захарьиных не выдержало столь напряженной обстановки и дрогнуло. Один из опекунов князь Горенский, отправленный на театр военных действий с Литвой, пытался бежать за рубеж, был схвачен и повешен. Другой душеприказчик царя боярин Яковлев-Захарьин попал под арест. Глава  правительства Захарьиных боярин Данила Романович умер в конце 1564 г. Грозный остался в окружении кровавых временщиков — братьев Алексея и Федора Басмановых, обозного воеводы Афанасия Вяземского, никому не известного дворянина Петрока Зайцева и т.п.

Опричнина Ивана Грозного: протест светской и духовной знати

Знать отшатнулась от них с ужасом и презрением после расправы над сыном фаворита матери царя Елены Глинской князем Федором Овчининым-Телепневым-Оболенским, вина которого была лишь в том, что он осудил Федора Басманова за «нечестивые деяния с царем». Федор пожаловался государю и тот приказал псарям удавить князя. Митрополит Афанасий и бояре потребовали от царя прекращения неоправданного кровопролития и удаления Басмановых. Грозный ответил опричниной.

Опричнина Ивана Грозного: отчаянный шаг царя

Таким образом, опричнину приближали как царь, так и сами бояре, не желавшие расстаться со своими «государствами». Словно непреодолимый рок увлекал страну в пучину кровавых событий. Грозный ясно видел, что истинное «самодержавство» невозможно без разгрома аристократии, сила которой была в ее родовых вотчинах, освященных вековой традицией организации самой власти по родовому принципу. Ситуация была схожей с той, в которой далекий предок царя галицко-волынский князь Роман Мстиславич сердцах воскликнул: Не погнетши пчел, меду не едать!. Грозный переживал свою слабость перед властью земли и решился на отчаянный шаг.

Опричнина Ивана Грозного: отъезд царя в Александрову слободу и первое послание к митрополиту и народу

В декабре 1564 года царская семья покинула столицу, вывозя с собой все наиболее почитаемые иконы («вся московская святость») и государственную казну. Вместе с царем выехали его ближайшие сподручники со своими семьями. Поскитавшись в окрестностях Москвы, царский поезд остановился в Александровой слободе, которой суждено было стать опричной резиденцией царя на долгие годы. В начале января в Москву явились гонцы Ивана с посланиями к митрополиту и народу московскому. В первом содержалось пространное покаяние во многих грехах со следующим небывалым признанием: «Аще и жив, но Богу скаредными своими делы паче мертвеца смраднеишии и гнуснейший… сего ради всеми ненавидим есмь…»[2]. Иван обвинял бояр в кознях и изменах, в клятвопреступлении, в воздаянии злом за его любовь.

Опричнина Ивана Грозного: второе послание и возвращение царя

Второе послание к народу содержало известие об отречении царя от своего царства по вине бояр. При этом царь просил москвичей, «чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет»[3]. Иван помнил свое ужасное впечатление от бушующей толпы в момент московского пожара 1547 г. и правильно рассчитал реакцию народа. Под угрозой народной расправы Боярская дума и высшее духовенство бросились вымаливать у царя его возвращения на царство и править как ему «годно будет». Царь вернулся сильно постаревшим, с печатью глубокого психологического надлома на лице. После новых страшных обвинений «злобесных» бояр, последовал указ об опричнине, по которому «дело государево» отделялось от «дела земского».

Опричнина Ивана Грозного
ЦАРЬ ИОАНН IV ГРОЗНЫЙ

Состав опричнины

Опричнина строилась по принципу удела. В ее состав вошли города и уезды, порой не связанные общей границей. Наряду с центральными уездами (Суздальский, Ростовский, Переславль-Залесский, Костромской) и уездами, пограничными с Литвой (Вяземский, Козельский, Белевский, Медынский, Малоярославецкий, Можайский), царь забрал себе богатые торговые города и черносошные волости с обширными северными уездами (Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина), а также важнейшие центры добычи соли (Старая Русса, Каргополь, Соль Галицкая, Балахна, Соль Вычегодская). В самой Москве была выделена опричная часть.

Управление опричниной

Для управления опричниной была создана особая Дума во главе с братом царицы Марии Темрюковны кабардинцем Михаилом Черкасским. Реально в опричном правительстве всем распоряжались уже известные нам любимцы царя Плещеевы, Вяземский и их друзья. Имелся и особый немногочисленный дьяческий аппарат. Из дворян была набрана новая гвардия — опричная тысяча. После «перебора людишек» (выражение Грозного) число опричников достигало примерно шести тысяч человек.

Задача опричнины

Реально управлять громадной страной с таким усеченным штатом чиновников было невозможно, да такая задача и не ставилась. Сохранялась старая большая Боярская дума, созывались земские и церковные соборы, действовали приказы. Именно с ними царь решал все важнейшие государственные вопросы, а внешнеполитические – исключительно через Посольский приказ и в присутствии боярского совета. Продолжалась реализация реформ 50-х годов, работали губные и земские органы на местах. В этом смысле опричнина не была коренным преобразованием государственного управления. Ее задача состояла в том, чтобы обеспечить царю необходимые ресурсы для утверждения самодержавной власти.

Опричнина Ивана Грозного: навести порядок в стране

Возвращаясь на царство, Грозный особо выговорил для себя безусловное право казнить своих врагов, а имущество их отбирать в казну. Необходимость этих мер обосновывалась тем, что надо навести порядок в стране, защитить народ от злоупотреблений и несправедливостей, чинимых властями. Казни начались в первые же дни опричнины. Царь опалился на самых непокорных и заносчивых, но в то же время и самых заслуженных бояр, стремясь парализовать волю остальных к сопротивлению.

Опричнина Ивана Грозного: конфискация родовых вотчин аристократии

Затем последовала масштабная конфискация родовых вотчин князей Ярославских, Ростовских и Суздальских и высылка их самих с семьями. Казанские писцовые книги зафиксировали около 180 ссыльных. Из них примерно две трети принадлежали к княжеским фамилиям. Их родовые гнезда были разорены, земли взяты в казну, а опальные получили на казанской окраине новые земли на поместном праве и значительно меньше прежних вотчин. Основа могущества суздальских княжат была подорвана. Именно для этой масштабной и очень опасной задачи и была создана опричная гвардия, которая буквально терроризировала земщину.

Опричнина Ивана Грозного: царь пошел напролом

В отличие от удельных князей литовского происхождения (Бельские, Глинские и т.п.), суздальская знать имела тесную связь с русским дворянством, поэтому продворянские реформы ее не пугали. При правительстве Адашева князья Шуйские, Ростовские, Ярославские, Стародубские были сильнейшими фигурами влияния. Они представляли реальную опасность для монархии, которая после Василия III превратилась в пленницу аристократии. Удар, нанесенный Грозным, был неожиданным и сокрушительным. Старина, которая столь надежно защищала и родовые гнезда, на этот раз их не спасла. Царь пошел напролом.

Земский собор 1566 года и приостановка казней

Опричное войско в целом справилось с уничтожением аристократической оппозиции. Однако управлять государством опричники были неспособны. Без бояр было не обойтись. Разгром княжат выдвинул на первые роли старомосковское боярство. Думой управлял конюший боярин И.П.Челяднин-Федоров при формальном главенстве князей Бельского и Мстиславского. В 1566 году был созван Земский собор, самый представительный из соборов Грозного. Казни прекратились, царь вернул из ссылки некоторых опальных княжат и даже приказал возвратить им часть отнятых родовых вотчин.

Опричнина Ивана Грозного: бесчинства опричников и переход к массовому террору

Эти примирительные жесты царя, казалось, предвещали конец опричнины. Однако этого не произошло. Бесчинства опричников в земских уездах вызвали массовый протест не только боярства, но и дворянства и горожан. По известию летописца, «бысть в людех ненависть на царя от всех людей…». Ответные действия царя выродились в массовый террор.

Опричнина Ивана Грозного: кризис высшей духовной власти

Опричнина вызывала все больший протест высшего духовенства, тесно связанного с земским боярством родственными узами. В мае 1566 года отказался от своего сана митрополит Афанасий и удалился на покой в Чудов монастырь. Грозный предложил кафедру казанскому архиепископу Герману, но тот продержался всего два дня. Он пытался убедить царя отменить ненавистную всем репрессивную систему, но опричная дума потребовала убрать его с митрополичьего двора.

Опричнина Ивана Грозного: преодоление кризиса духовной власти. Митрополит Филипп (Колычев)

опричнина ивана грозного
МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП (КОЛЫЧЕВ)

Разрыв с духовенством угрожал самой идее православного царства, что было немыслимо. Поэтому царь пошел на уступку земской думе в выборе кандидатуры нового митрополита. С подачи конюшего Челяднина им стал Соловецкий игумен Филипп (Федор Степанович Колычев), выходец из знатнейшего старомосковского боярского рода. Он состоял в дальнем родстве с самим конюшим. В опричной думе также был родственник Филиппа, его двоюродный брат.

Протест земского дворянства и казни дворян

Поначалу Филипп выдвинул предварительное условие принятия им сана митрополита – уничтожение опричнины, но затем отступился от своих требований и дал обет не покидать из-за опричнины митрополию и не вступаться в царский «домовый обиход». Тогда с таким же требованием немедленного упразднения опричного режима к царю обратились земские дворяне, вероятно, участники Земского собора 1566 года. Все 300 челобитчиков были брошены в темницу. 50 человек из них подверглись торговой казни (битье палками на торгу), трое обезглавлены, остальные были отпущены.

Опричнина Ивана Грозного: провал курса на уступки

Пораженный масштабами протеста земщины, царь убедился в провале своего курса на уступки. Земский собор утвердил предложенные властью чрезвычайные налоги и выразил готовность бороться за ливонские земли, но потребовал в ответ политической уступки – роспуска опричнины. Больше при Грозном соборы не собирались. Прекратилось также и летописание.

Опричнина Ивана Грозного: курс на уничтожение оппозиции

Царь решился на уничтожение оппозиции. Конюший Челяднин был отправлен воеводой в Полоцк. Иван забрал в опричнину Костромской уезд, увеличил численность опричного корпуса до полутора тысяч человек, построил новый замок на Неглинной и переехал в него из кремля. Спешно возводилась новая каменная крепость в Вологде, куда должна была отправиться опричная гвардия с государственной казной. В конце концов Иван IV обосновался в Александровой слободе, которая также была хорошо укреплена и строго охранялась. Однако, он не чувствовал себя в безопасности. Отсюда выраженное им пожелание постричься в монастырь и даже бежать из страны, о чем дипломаты вели переговоры с английским двором.

Опричнина Ивана Грозного: заговор земщины и массовые репрессии

Между тем заговор в земщине становился реальностью. Противники опричнины всерьез обсуждали варианты замены царя на троне, Взоры были обращены к Владимиру Старицкому. Пытаясь спастись, безвольный князь донес царю на заговорщиков. Это решило судьбу самого князя Владимира и его матери Ефросиньи Старицкой, а также горе-заговорщиков во главе с конюшим боярином. Затем наступила очередь митрополита Филиппа, который был схвачен опричниками во время богослужения и отправлен в монастырскую тюрьму. Затем был инсценирован суд над низложенным митрополитом, который имел целью опорочить его в глазах народа. Репрессии приобрели массовый характер и утратили свою былую антикняжескую направленность. Под топор попали не только аристократы, но в значительно большем числе дворяне и простолюдины.

Опричнина Ивана Грозного: апогей террора

Наиболее отвратительным и труднообъяснимым эпизодом трехлетней вакханалии опричного террора был разгром Новгорода и Пскова. Во время похода на Новгород в Тверском Отрочь монастыре от руки убийцы погиб митрополит Филипп. Затем последовала массовая казнь в Москве очередных «заговорщиков», среди которых, в частности оказались «канцлер» И.М.Висковатый и государственный казначей Н.Фуников. Наряду с ними были казнены другие видные приказные чины, а также свыше ста новгородских дворян. Царя напугала эта новая оппозиция, особенно ее состав и масштабы, а также реакция москвичей. На казнь были выведены 300 человек. Царя сопровождали полторы тысячи опричников. Народ попрятался и явился на казнь лишь после особых царских уговоров и угроз. 180 человек осужденных были демонстративно помилованы и отданы на поруки земщины. Остальные были преданы мучительной казни.

Распад социальной базы опричнины и ее отмена

Социальная база опричнины исчезала на глазах. Царь уже не мог опираться на приказную бюрократию и служилое дворянство. Опричная дума оказалась неспособной стать новым правительством, а опричное войско продемонстрировало свою беспомощность перед очередным нашествием крымцев. Последние зверства режима поглотили самих инициаторов опричнины: Басмановых, Плещеевых, Вяземского и других. Торжествовали и вовсе «подлые» соратники царя – Малюта Скуратов и Василий Грязной. В 1572 году Иван IV отменил опричнину и запретил даже ее упоминание в официальных речах и документах.

За что боролся Грозный?

За что же и с кем боролся Иван Грозный? Все попытки выстроить непротиворечивую версию опричнины разбиваются о кажущуюся нелогичность его действий. Есть все признаки борьбы с многоземельной аристократией, с остатками удельной системы, с противниками централизации власти, но они не складываются в понятную для потомков рациональную картину. Дело в том, что цель была иррациональна и она в глазах царя была важнее всех земных приоритетов. Цель эта — сакрализация царской власти. Поэтому удары наносились по всем социальным устоям и социальным слоям. Свою идею царской власти Иван Грозный описал лично в своих текстах. Он положил на алтарь этой идеи свою жизнь и свою страну. Эта идея снимает все противоречия позднейших версий и оценок его царствования.


[1] Выразитель аристократической верхушки Избранной рады беглый боярин князь А.Курбский писал, что великий князь писарям русским «зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих. – Цит. по: Скрынников Р.Г. Иван Грозный. – М.: Наука, 1980. С.74.

[2] Цит. по: Скрынников Р.Г. Иван Грозный. С.103.

[3] Там же.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.