Иван Грозный как государь и человек представляет собой одну из сложнейших загадок нашей государственной истории.
Парадоксальный государь
Все попытки вывести личностные черты Грозного из логического анализа его жизни и деятельности, предпринятые порой выдающимися учеными умами, по сути ничего не добавляют к знаменитой характеристике личности царя, данной его младшим современником. В ней говорится о двойственности в действиях царя. О его заботах о благе государства и войска и о жестокости и неумолимости. Образ царя как-бы разваливается, как разваливается смысл его политики из-за необъяснимо резкой смены настроения в середине царствования. Кажется, что это вообще два разных человека на троне, а не два периода правления одного и того же государя.
Иван Грозный: впечатление
Наибольшее впечатление обычно производит жестокость Грозного. Она застилает собой все остальные черты его личности. Имя Грозного стало синонимом безграничной жестокости власти, а его эпоха – временем разгула низменных страстей, беззакония, произвола и насилия. Зверства царя и его опричников описаны ярко и красочно, а заботы о государстве и народе задвинуты на задний план. Создается впечатление, что он ничем иным не был занят, как только придумывал новые изощренные мучения для казнимых им жертв.
Герменевтическая проблема
Оценка личности Ивана Грозного – в первую очередь проблема герменевтического характера, то есть проблема правильного понимания контекста эпохи. Жестокость правителя не может служить главным критерием такой оценки, ибо в Европе эпохи Ренессанса она была даже в большем ходу, чем в России. Прежде всего, следует учитывать, какие вызовы стояли перед государством и правителем и как он на них ответил. В этом отношении следует признать, что первый русский царь оказался достаточно проницательным политиком, четко осознававшим реальные потребности народа и наиболее важные направления развития государства.
Иван Грозный: реальные заботы и масштаб личности
Реальные дела и заботы первого русского царя — централизация управления и сакрализация верховной власти, укрепление войска, обеспечение безопасности от юго-восточных соседей – наследников Золотой Орды — путем наступательной внешней политики, попытка прорыва ливонской блокады торгово-экономических и культурных связей с Европой, национализация православной церкви (не случайно его так уважал Петр Великий). Уже одно то, что он понимал это, говорит о масштабе личности государя, как и то, что к обсуждению и решению этих проблем он стремился привлечь возможно широкие слои своих подданных. Так, новый Судебник 1550 года принимался на Земском соборе. Соборно решались важнейшие вопросы церковного устройства (Стоглав). При этом государь был активным участником дискуссий, выступал с программными речами.
Иван Грозный: эмоциональные черты
Иоанн обладал живостью ума и резким, вспыльчивым характером, что весьма частое явление для незаурядных личностей. Он был чрезвычайно впечатлителен и даже суеверен. Судя по всему, он с детства был очень привязчив, что характерно для людей, в детстве обделенных лаской и вниманием. Оборотной стороной этой черты была обидчивость. Разочарование в предмете привязанности, вызванное предательством, возбуждало в нем безудержную злобу и даже ярость. Строго говоря, все эти качества присущи очень многим людям, но Иоанн был царь, и его страсти, не опасные у обычных людей, обернулись для многих его современников жестокими мучениями и даже гибелью.
Иван Грозный как писатель-полемист
Иоанн был блестящим писателем-полемистом. Его сочный и образный стиль письменной речи отражает, по всей видимости, и талант оратора, искренность и глубину переживаний. Сохранившиеся тексты переписки Грозного с самыми различными адресатами (беглый друг детства князь Курбский, монахи Кирилло-Белозерского монастыря, худородный опричник Грязной, европейские монархи, дипломаты и пр.) не имеют аналогов в средневековой русской литературе. Он писал, как говорил, а говорил как жил. Это даже не стиль литературы, а стиль самой жизни, стиль эмоциональной и непосредственной устной речи. В.О.Ключевский писал о царе, что от природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский московский ум.
Смеховая культура Ивана Грозного
Иоанну был присущ своеобразный юмор, корни которого уходят в народную смеховую культуру, в скоморошество. В этом своем проявлении он был очень русский человек. Он лично участвовал в народных обрядовых игрищах, любил народные сказки и песни. При его дворе постоянно присутствовал фольклорный жанр, народный театр. Он сам был незаурядным актером, склонным к театральным эффектам, лицедейству, переодеваниям и т.п. В Пискаревском летописце есть рассказ о том, как Грозный встретил крымских послов, которые потребовали дань после набега 1571 г. и сожжения московского посада: нарядился в сермягу, бусырь да в шубу боранью, и бояря. И послом отказал(ответил – П.С.): «видишь же меня, в чем я? Так-де меня царь (крымский хан – П.С.) зделал! Все-де мое царство выпленил и казну пожег, дати мне нечево царю!.
Словарь ругательств Ивана Грозного
Излюбленным приемом Грозного была брань и издевательство над адресатом, порой довольно изощренное (гротескная смиренность и даже самоуничижение). Ругательства царя составляют довольно богатый и устойчивый словарь (батожник, бедник, бес, бесовское злохитрие, бешеная собака, злобесное умышление, окаянный, паче кала смердяй, пес смердящий, прокаженный, псоволаяние, собацкое умышление, собацкое собрание, совесть прокаженная и пр.).
Иван Грозный: нестандартность мышления
Интересная особенность писем Ивана Грозного подмечена историком С.О.Шмидтом. Он писал, что Иван Грозный отличался редким чутьем языка, и литературный стиль его и словарь во многом зависели от адресата и характера составляемого послания. К примеру, послания в Кирилло-Белозерский монастырь и к А.М.Курбскому пестрят церковнославянскими словами.
Письмо В.Грязному заполнено простонародными насмешками. В Польшу было направлено письмо с использованием полонизмов и слов, которые имели хождение в западных областях Российского государства. Как знаток приказного делопроизводства, Грозный умело подражал формам различных документов. Он даже воспроизводил элементы художественности, допускавшиеся в деловой письменности. Такая полифоничность письма говорит о нестандартном мышлении автора, об умении вести скрытый диалог с оппонентом.
Феноменальная память
Грозный демонстрировал феноменальную память и начитанность. Он мог по памяти цитировать целыми страницами священное писание и творения отцов церкви и любил ошеломлять этим своих противников в устных диспутах. Правда эта начитанность был несколько односторонней и не выходила за рамки духовных текстов и концентрировалась на теме царской власти.
Иван Грозный: воцерковленность
Он был, безусловно, глубоко религиозен и воцерковлен. Сохранились написанные им особым крюковым письмом стихиры св.Петру митрополиту всея Руси и на сретенье иконы «Пречистой Владимирской» с надписью: «Творение царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России». В детстве и юности он испытал сильное влияние крупных архипастырей митрополитов Иоасафа и Макария, архиепископа Казанского Гурия, св.преподобного Антония Сийского. Трагической оказалась судьба призванного самим Иоанном в разгар опричнины митрополита Филиппа (Колычева). Оклеветанный перед царем митрополит был лишен сана и заточен, однако, к гибели его Иоанн, судя по всему, не был причастен.
Подозрительность
С годами характер Иоанна становился все более тревожным и вспыльчивым. Подозрительность и недоверие к своим ближайшим сподвижникам принимали параноидальные черты. Он чутко и очень болезненно реагировал на малейшие признаки пренебрежения им самим и его властью, не говоря уже о предательстве. В его сознании пробуждались тогда детские, самые острые обиды, толкавшие его на скорую и безжалостную расправу.
Иван Грозный: реальные обиды и предательства
Нельзя сказать, что все его страхи и обиды были надуманными и беспочвенными. Были и вполне реальные причины: бунт знати в момент опасной болезни и отказ присягать царевичу-младенцу Дмитрию, боярские интриги против «худородных» родственников царя Захарьиных и загадочная смерть любимой жены царицы Анастасии, очень похожая на отравление, бегство князя Дмитрия Вишневецкого, предательство князя Андрея Курбского, подозрительная переписка ряда бояр с враждебным России польским двором. Не мог он забыть, по-видимому, и отказа новгородских ратников от продолжения похода на Казань в самый решающий момент, о чем выговаривал Курбскому в своем послании.
Искренность
Иван смолоду был деятельной и честолюбивой натурой, искренней во всех своих проявлениях. Это видно и в его юношеском стремлении добиться искреннего примирения всех и вся после страшных московских пожаров 1547 года. Каялся в своих «по младости» прегрешениях,призывал всех к взаимному прощению прежних обид, к согласной работе по утверждению правды в суде и управлении. В Книге Степенной царского родословия написано о людском покаянии под влиянием призывов молодого царя: Вси же людие умилишася и на покаяние уклонишася от главы и доногу, яко же сам благочестивый царь, тако же и вельможи его, и до простых людей вси сокрушенным сердцем, первая греховная дела возненавидевше, и вси тьщахуся и обещевахуся Богу угодная дела сотворити, елика кому возможна. Не сдержали они своих обещаний.
Иван Грозный: самостоятельность в решениях
В научно и особенно научно-популярной литературе нередко встречаются утверждения о том, что молодой царь был лишь послушным исполнителем решений так называемой Избранной Рады, а собственного мнения не имел. Однако, речи его и переписка убедительно свидетельствуют о его самостоятельности в принятии управленческих решений в эпоху реформ начала царствования, а не только в период опричнины. Он приблизил к себе деятелей новой формации Алексея Адашева, монаха Сильвестра и иных, невзирая на их худородное происхождение и положение, и видимо в силу своей сиротской привязчивости подпал под их обаяние и влияние.
Трагедия разочарования
Он ценил в них «прямую» службу и прислушивался к их советам, пока не усомнился в их искренности. Разочарование было для него поистине трагедией, о чем сам он высказался с горечью: «Тело изнемогло, болезнует дух, раны душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы исцелил меня. Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого; утешающих я не нашел – заплатили мне злом за добро, ненавистью – за любовь».
Иван Грозный и европейская русофобия
Иван Грозный стал излюбленным персонажем европейской русофобии. Сочинения западных писателей конца XVI-XVII столетий заполнены самыми жуткими сценами его тирании. Возможно это вызвано тем, что провалились все попытки сделать из царя покладистого подручника или, по крайней мере, союзника европейских центров силы — германского императора и римского папы. Не соблазнился Иван Грозный щедрыми посулами и не вступил в антитурецкую коалицию со смертельно напуганной османами Европой.
Семейная драма Грозного
На долю Ивана Грозного выпала на редкость трагическая семейная судьба. Семнадцатилетним юношей он по своей воле женился на Анастасии Захарьиной, которую очень любил и которая родила ему трех сыновей. Первой трагедией молодой царской четы стала внезапная гибель первенца Дмитрия, утонувшего по недосмотру свиты во время паломничества в отдаленный Кирилло-Белозерский монастырь. Спустя несколько лет умерла сама Анастасия — свет его очей. С тех пор очи эти и застила тьма. Последним актом этой трагедии стала болезнь и смерть царевича Ивана — старшего сына и единственного достойного наследника, и западные мемуаристы обвинили в этом самого Грозного, якобы убившего своего сына в припадке ярости. Художник И.Е.Репин по этому фейку написал свое знаменитое полотно.
Иван Грозный на смертном одре
28 марта (19 марта по старому стилю) 1584 года Иван Васильевич скоропостижно скончался за шахматным столиком. Тело его к концу жизни сильно распухло, что породило слухи о том, что царь был отравлен. Незадолго до смерти Грозный учредил регентский совет при своем наследнике Феодоре Ивановиче, которого считал неспособным к управлению государством.
Во главе боярского регентского совета он поставил родственника своей первой жены Никиту Романовича Юрьева, от которого и пошла в дальнейшем династия Романовых. Характерно, что Бориса Годунова он в совет не включил, а Василия Шуйского подверг краткосрочной опале. Царствование Грозного длилось 50 лет.