0
(0)
Примерное время для прочтения статьи: 6 минут

Экономический и культурный перелом XVII столетия отразился на всей последующей истории России.

Экономический и культурный перелом: территория и население

В экономике страны произошли глубокие тектонические сдвиги. Территория государства к концу столетия простиралась от Днепра до Амура, от Белого моря до враждебного еще Крыма, Северного Кавказа и казахских степей. Население страны составляло всего около 10,5 млн. человек и по-прежнему располагалось очень неравномерно. Гуще других районов был заселен европейский центр. Столица государства город Москва насчитывала около двухсот тысяч жителей. Остальные города сильно уступали ей. Не более 30 тыс. проживало в таких городах как Ярославль, Новгород, Псков, Кострома, Вологда и некоторых других.

Экономический и культурный перелом
РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ XVII ВЕКА. А.ОЛЕАРИЙ

Сибирь

Громадная Сибирь была по-прежнему пустой: к 72 тыс. душ мужского пола коренного населения к концу столетия прибавилось около 170 тыс. мужского пола переселенцев (казаков, служилых людей, промышленников, крестьян). На огромной территории от Урала до Тихого океана проживало всего 11 тыс. крестьянских семей. Из них 9 тыс. было в Западной Сибири и всего 2 тыс. в Восточной.

Экономический и культурный перелом: определяющие процессы

Экономический и культурный перелом
СОЛЯНАЯ ВАРНИЦА НА РЕКЕ МШАГЕ

Два взаимосвязанных процесса определяли экономическое развитие России: превращение ремесла в мелкотоварное производство и формирование всероссийского рынка. Городской ремесленник переходил от работы на заказ к работе на рынок. Возникла и новая организация производства – мануфактура. Во многих крупных городах оживилась промышленность и торговля. Некоторые села быстро вырастали в новые центры железоделательного производства (Устюжна Железопольская). Наметилась региональная специализация производства отдельных товаров (выделка кожи в Ярославле, деревообделка в Калуге и др.) и продуктов (добыча соли, рыболовство и т.п.).

Экономический и культурный перелом: ярмарки

Специализация товарного производства вызвала к жизни новые формы межрегионального оптового товарооборота – ярмарки. Общерусскую известность приобрели Макарьевская ярмарка под Нижним Новгородом и Ирбитская в Сибири. С этих и других ярмарок областного значения товары растекались во все концы России по торговым рядам крупных и мелких городов, по уездным и сельским торжкам. Устойчивые торговые связи приобретали характер связей экономических. Формировалось единое общероссийское экономическое пространство, в которое вовлекались и вновь присоединенные территории, в частности, Украина.

Экономический и культурный перелом: привилегии и монополии в торговле

Экономический и культурный перелом
ТОРГОВЛЯ В ОХОТНОМ РЯДУ В МОСКВЕ. А.М.ВАСНЕЦОВ

Торговали все сословия: купцы, бояре, монастыри, стрельцы, разных служб служилые и посадские люди, а также крестьяне. Самым крупным торговцем была казна, т.е. сам государь. Существовали привилегии и монополии в торговле отдельными товарами внутри страны и особенно на внешнем рынке. Исключительными правами пользовались любимцы царя, например, дядька Алексея Михайловича боярин Б.И.Морозов. Специальными грамотами была защищена торговля солью, которой занимался Соловецкий монастырь. На особом положении находилось торгово-промышленное дело знатных людей Строгановых.

Экономический и культурный перелом: Таможенный устав 1653 года

Главной приметой русской торговли и экономической жизни вообще стал быстрый рост капиталов за пределами торгово-ремесленных корпораций – сотен. Сами эти сотни (гостиные, суконные и др.) утрачивали свое былое значение. Русские торговцы добивались ограничения иностранцев на внутреннем рынке. В 1646 г. были отменены привилегии и жалованные грамоты иностранным купцам, отменена беспошлинная торговля Английской кампании. С 1650 года повышались таможенные пошлины на иностранные товары, а в 1653 году был принят единый Таможенный устав, который отменял запутанную систему таможенных сборов и вводил единую рублевую пошлину.

Новоторговый устав 1667 года

Экономический и культурный перелом
АФАНАСИЙ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ ОРДИН-НАЩОКИН

Реформатором в сфере покровительства отечественной торговле выступил А.Л.Ордин-Нащокин, начавший свою деятельность еще на псковском воеводстве. В 1667 году по его инициативе был принят Новоторговый устав, значительно укрепивший позиции русского купечества и ограничивший торговлю иноземцев.

Экономический и культурный перелом: переориентация с востока на запад

Другим важным явлением русской жизни к концу XVII столетия стал общекультурный перелом. В общем виде это была переориентация с востока на запад. Тяга к европейским наукам проявлялась и в прежние времена. Итальянские архитекторы, немецкие и английские врачи, оружейники и взрывотехники – все они были представителями европейской западной культуры и цивилизации. При Борисе Годунове была сделана первая попытка целенаправленного обучения юношества европейским наукам путем посылки их на запад за государственный счет. В договорном процессе тушинцев с поляками звучали пункты о свободе выезда за границу для обучения европейским наукам.

Экономический и культурный перелом: польское и немецкое влияние

С присоединением восточной Украины Европа стала существенно ближе к России. Усилилось польское и немецкое культурное влияние. В Москве сложилась знаменитая Немецкая слобода, жители которой воспроизводили привычный им европейский быт и нравы, поначалу диковинные, а затем ставшие привычными для русских москвичей. Духовные и светские власти России относились к лютеранству с большей терпимостью, нежели к католичеству.

Экономический и культурный перелом: обмирщение культурной жизни

Общекультурный перелом стал ощущаться явственно к концу столетия. Он выражался в секуляризации («обмирщении») таких сфер культуры, которые были под безраздельным влиянием религии и церкви. Литературные произведения светского и даже обличительного характера с персонажами из числа священников и монашествующих, неправедных судей и т.п., архитектурные сооружения (дворцы, боярские палаты, дома купцов и даже храмы), украшенные ярким разноцветным декором и изразцами, живописные портреты (парсуны) – все это было свидетельством изменения стиля и ритма жизни.

Экономический и культурный перелом: перемены в быту

Смысл этих перемен яснее всего выражался в быту. Обыденная жизнь, в отличие от произведений культуры и искусства, как явлений исключительных, свидетельствует о массовом характере общекультурных перемен. Превращение ремесла в мелкотоварное производство и оживление торговли преобразило, прежде всего, быт аристократии, а также дворянства и купечества массовым распространением не только русских, но и иноземных предметов роскоши и комфорта. Среди иноземных предметов абсолютное преобладание приобретают изделия европейской мануфактурной промышленности.

Дипломаты — проводники европейского влияния

Некоторые вельможи, особенно близкие к иноземным делам по государственной службе, обставляли свои дома на европейский лад. Таким был друг царя Алексея Михайловича дипломат Артамон Сергеевич Матвеев, в доме которого воспитывалась мать Петра Великого Наталья Кирилловна Нарышкина, а также еще один дипломат и европейски образованный человек Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин.

Тяга знати к европейскому комфорту

С европейским комфортом был обставлен дом фаворита царевны Софьи князя Василия Васильевича Голицына: европейская мебель в многочисленных комнатах, зеркала на стенах, дорогая посуда на полках, люстра в столовой, кровать с пологом в спальне и пр. Сам дом Голицына был выстроен из вошедшего в моду кирпича.

Экономический и культурный перелом: Симеон Полоцкий

Западное влияние прослеживается и в литературно-публицистической сфере. Среди писателей этого направления был киевский монах и учитель царских детей Симеон Полоцкий (С.Е.Петровский-Ситнианович, 1629-1680). Он выступал за концентрацию власти в руках царя: «Солнце едино весь мир озаряет.., тако во царстве един имать быти – царь: вся ему же достоит правити»[1]. Только единовластный царь может обеспечить решение внешнеполитических задач и установить порядок внутри страны.

Экономический и культурный перелом: западник-славянофил Юрий Крижанич

Экономический и культурный перелом
ПОЗДРАВЛЕНИЕ ЮРИЯ КРИЖАНИЧА ЦАРЮ ФЕДОРУ АЛЕКСЕЕВИЧУ НА ЕГО ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО

Другой видный западник этого времени Юрий Крижанич (1617-1683), хорват по происхождению, явившийся в Москву в 1659 г. Здесь его заподозрили в деятельности в пользу католической церкви и сослали в Тобольск, где он пробыл 15 лет и написал свое главное сочинение – «Думы политичны» («Политика»). Основная идея Крижанича – соединение славян в борьбе против натиска немцев. Россия была для него оплотом этой борьбы и потому должна стать сильной державой с абсолютной властью монарха – «самовладством».

Идея абсолютной власти монарха

Идеи Крижанича были позднее реализованы Петром: абсолютная власть легче и лучше оберегает народ от несчастий, она эффективна при проведении реформ, она самостоятельна и независима от воли всех подданных, даже аристократии. Поэтому абсолютный монарх может выражать идею «общего блага» всего общества. Это идеальное правление: монарх правит на общее благо и на счастье всего народа, а все подданные довольны и не хотят перемен[2].

Предпосылки для преобразований Петра Великого

Западный вектор культурных движений XVII столетия был не единственным, но он создавал реальные предпосылки для преобразовательной деятельности Петра Великого. С ним совпадали не только отмеченные выше экономические тенденции, но и развитие государственно-политического строя и правовой системы.


[1]             Цит. по: Шульгин В.С. Общественная мысль//Очерки русской культуры XVII века. Ч.2. Духовная культура. М.: Изд-во МГУ, 1979. С.39.

[2]              Крижанич Юрий. Политика. М., 1965. С.591.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.