Государственно-политическая роль церкви также менялась.
Государственно-политическая роль: Национализация церкви
Церковь переживала процесс национализации, завершившийся введением патриаршества в 1589 году. Благодаря веротерпимости монгольских завоевателей и освобождению от тягот ордынского ига, русская церковь сохранила и даже преумножила свои материальные богатства. Она имела своего сюзерена в лице патриарха константинопольского, что помогло ей также сохранить свою общерусскую организацию и иерархию. Когда обозначилась лидирующая роль Москвы, митрополит Киевский и всея Руси Пётр решительно встал на ее сторону. Его преемники грек Феогност и особенно русский Алексий превратили Москву в духовную столицу нарождающегося Российского государства. Алексий играл видную политическую роль при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче (Донском) и некоторое время был фактическим правителем Московского великого княжества. В эту эпоху решительных схваток с Ордой церковь выдвинула фигуру духовного подвижника идеи единства и независимости Руси, величайшего русского святого Сергия Радонежского.
Митрополит Иона
После отказа принять греко-католическую унию и изгнания из Москвы униатского митрополита Исидора, а тем более после падения Константинополя в 1453 году, русская церковь стала фактически самостоятельной. Но теперь она должна была вступить в новые отношения с государством, к созданию которого она приложила столь много усилий. Из первых самостоятельных русских митрополитов самым деятельным и политически активным был преемник Исидора рязанский епископ Иона, избранный собором русских епископов и великим князем в 1448 году. Его служение пришлось на смутный период борьбы за московский трон. До самой своей смерти в 1461 году он стойко держал сторону Василия II и во многом способствовал его окончательной победе и дальнейшему успешному княжению Ивана III. В 1451 году Василий II поручил ему вместе с боярами оборонять Москву от нашествия ордынского царевича Мазовши.
Государственно-политическая роль: Церковь и князь
Независимость от патриарха обернулась для церкви полной зависимостью от великого князя. Авторитет церкви в народе был чрезвычайно высок, так как борьба за освобождение от ордынского ига и войны с католической Литвой шли под знаменем борьбы за православие. Поэтому князь нуждался в поддержке церкви. Но не менее нуждался он в ресурсах для содержания новой военной силы – дворянского ополчения. Единственным ресурсом была плодородная земля, населенная крестьянами. Без перераспределения хотя бы части церковно-монастырских владений, а также взятия в казну земель, лежащих на самых опасных направлениях внешней угрозы (юго-восток и запад), обойтись было невозможно. Поэтому чисто внутрицерковные и даже догматические споры духовенства приобрели вдруг острую политическую актуальность.
Нил Сорский
В среде русского духовенства сложились два течения, по-разному смотревшие на пути спасения души и связанные с ними миссию и задачи церкви и монашествующих. Одно из них представляли «заволжские старцы» во главе с Нилом Сорским. Они придерживались греческой традиции духовного самосовершенствования, получившей название исихазма. Это была особая аскеза молчальничества, «умного делания», постоянного творения внутренней молитвы, идеологом которой был афонский старец Григорий Палама. Этот путь предполагал отрешение от мирской жизни, пропитание собственным рукоделием, отказ от всякого стяжательства. Отсюда их прозвание – «нестяжатели». Нил Сорский проповедовал любовь как полную духовную свободу, отказ от осуждения других в любой форме, даже с целью утверждения добродетели[1].
Иосиф Волоцкий
Другой тип монастырского служения отстаивал противник Нила Сорского, знаменитый полемист и игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Многочисленные ученики и последователи его прозывались «осифлянами» («иосифлянами»). Иосиф создал устав общежитийного монастыря, отличавшийся особой строгостью. Сам игумен подавал достойный пример братии. В строгом благочестивом житии видел он прямой и верный путь к спасению души. В монастырь не допускались женщины и безусые юнцы. Иосиф отказался даже выйти к собственной матери, пришедшей его навестить. При этом монастырь должен вести большое хозяйство, дабы в трудные времена оказывать благотворительную помощь окрестному населению. В неурожайные годы Иосиф приказывал кормить массы голодающих крестьян даже в ущерб пропитанию самих монахов.
Иосиф Волоцкий считал, что монастырь должен стать школой для воспитания будущих высших иерархов церкви из среды светской аристократии. Его обитель превратилась в аристократический, боярский монастырь. Полемический дар Иосифа был направлен на защиту чистоты православия, к врагам которого он не знал пощады и требовал их жестокого наказания и самой казни. Сам Иосиф Волоцкий пользовался огромным политическим влиянием при Иване III, а при Василии III его сторонники одержали полную победу над нестяжателями.
Государственно-политическая роль: Ересь жидовствующих
Главным раздражителем ожесточенной полемики двух направлений была «ересь жидовствующих», открывшаяся в Новгороде. Еретики отрицали во главе с неким иудеем Схарией (Захария) отрицали догмат о Троице, почитание святых икон и вообще христианство, а не только монастырское имущество. Новгородский архиепископ Геннадий, открывший ересь, потребовал от великого князя их розыска и наказания, однако, церковный собор 1490 года, хотя и осудил ересь, но обошелся с еретиками мягко. Тогда в дело вступил Иосиф Волоцкий. Он написал 16 обличений основных положений ереси, составившие вместе его основное сочинение «Просветитель». На церковном соборе 1503 года он добился осуждения еретиков на казнь. На Москва-реке запылали костры, на которых в клетках сжигали еретиков.
Нил Сорский также обличал неправоту ереси, но считал допустимым лишь увещевание и переубеждение заблуждающихся, оставляя за ними право выбора своего образа мыслей, а право суда лишь самому Богу. В 1490 году он одержал верх при спокойном отношении к делу великого князя и сочувственном отношении митрополита Зосимы. На его сторону встали приближенные Ивана III князья Патрикеевы, дьяк Федор Курицын и некоторые другие сторонники секуляризации монастырского землевладения.
Династический кризис
Важную роль в исходе этой борьбы сыграл династический кризис конца 90-х годов XV столетия. Придворная партия Елены Волошанки и Дмитрия Ивановича, сочувствовавшая нестяжателям, потерпела поражение. Сторонники Софьи Палеолог и Василия Ивановича одержали победу. Им были близки идеи осифлян о божественной сущности царской власти. Сильная государственная церковь как опора великокняжеской власти была для них важнее церковно-монастырского землевладения. Вопрос о секуляризации земель был снят с обсуждения.
Послушное орудие
Среди митрополитов этого периода никто не смог подняться до масштаба политической деятельности Ионы. Последний из них Симон был послушным орудием в руках великого князя, готовым на нарушение церковных правил о христианском браке (разрешение на развод и повторный брак при живой первой жене Василия III) и даже на клятвопреступление (расправа над братом Ивана III Андреем Большим). Иосифляне легко вписались в политическую систему нового Российского государства и повели дело к окончательной национализации православной церкви на Руси.
[1]При этом учение Нила о кроткой любви предполагало твердое стояние за истину: «Несть же убодобре еже всем человеком хотети угодно быти. Еже хощещиубо избери: или о истине пещися и умерети ее ради, да жив будеши во веки, или иже суть на сласть человеком творити и любим быти ими. Богом же ненавидимым быти».