Представления о российском государственном строе как о беспросветном деспотизме навеяны эмоциональными сочинениями враждебно настроенных европейцев.
Европейский взгляд
Под покровом монгольского ига и в обстановке общеевропейского страха перед угрозой завоевания с востока русские внутренние дела были сокрыты от взоров европейцев. Когда же новая Россия открылась этому взору, цивилизационные расхождения были уже столь велики, что стена непонимания оказалась непреодолимой. Власть и управление на Москве казались заезжим иностранцам варварскими, даже сама религия и церковь русская не признавались христианскими, а российская государственность считалась слепком с ордынской.
Ордынское влияние: новый тип властвования
Монгольское нашествие и последующее иго действительно оказало мощное воздействие на государственные и общественные отношения в северо-восточных русских землях. Прежде всего, сложился новый тип властвования. Великокняжеская власть была лишена суверенитета, который принадлежал теперь хану.
Ордынское влияние: Рюриковичи и Чингизиды
Монголы признали родовой принцип замещения столов и исключительное право Рюриковичей так же, как у них самих такой привилегией пользовались Чингизиды. Однако источником княжеской власти стала ханская воля, выраженная в ярлыке, который мог быть передан другому княжескому дому в соответствии с древним принципом: «Разделяй и властвуй!». Теперь все князья, прежде не желавшие стать подручниками великого владимирского князя, стали подручниками хана. Возвышение любого русского князя теперь быловозможнотолько до тех пор, пока монгольская дипломатия считала это для себя выгодным, а потому допустимым. Непосредственным сувереном русских земель считался хан западного (Джучиева) улуса монгольской империи — Золотой Орды, именовавшийся на Руси царем.
Ордынское влияние: монархическое начало
Монархическое начало в условиях ордынского владычества резко усилилось. Этому способствовало намеренное подавление демократических традиций городского веча монголами. Города подверглись самым разрушительным ударам во время нашествия, и они труднее и дольше восстанавливались после разгрома, нежели сельские поселения. Горожане продолжали открытое сопротивление и после нашествия, когда князья уже встроились в новую систему власти. Ответом завоевателей были карательные экспедиции, новые разрушения и подавление вечевых традиций. Князья и сами тяготились бурными вечевыми собраниями и вскоре даже освободились от тысяцких как представителей народа в их администрациях. В 1375 эта должность была упразднена.
Ордынское влияние: аристократическое начало
Аристократическое начало также неизбежно должно было прийти в упадок. Еще сохранялась свобода перехода бояр от одного князя к другому, но она приходила в противоречие с монархическими устремлениями князя. Конфликт с князем стал неизмеримо опаснее, ибо князь был обладателем ярлыка и всегда мог обратиться к хану за помощью против оппозиции. Великому князю была необходима поддержка многоземельного боярства. Стягивание их вотчин было составной частью собирания земель. В то же время, боярам также выгоднее было перейти на службу к великому (Московскому) князю. Это сулило большие преимущества и стабильность. С началом возвышения Москвы бояре других менее значительных княжений стали склоняться к переходу на московскую службу и подвигали к этому своих князей.
Ордынское влияние: права и свободы бояр
Однако бояре не смогли сохранить свои права и свободы. Вскоре московские князья, опираясь на непререкаемый авторитет ханской воли, стали распоряжаться и вотчинами, и самой жизнью непокорных бояр. На боярские переходы был наложен запрет. Так, московские власти жестоко расправились с боярином Иваном Вельяминовым, перешедшим на службу к тверскому князю в 1374 году. Его вотчины были конфискованы, а сам он позднее казнен. В 1433 году это повторилось с боярином Иваном Всеволожским, когда он оставил службу Василию Темному и ушел к его врагу Юрию Дмитриевичу Галицкому. Московский князь дал понять, что уход боярина в период кризиса есть измена. При Иване III его сыне Василии III такие переходы стали невозможны. А Иван IV ликвидировал все уделы в царской семье и нанес сокрушительный удар по родовому боярскому землевладению.
Путные бояре
Таким образом, за период монгольского владычества утвердилось новое представление о боярской службе как обязанности. Это напоминало принцип «связанной службы», закрепленной в Великой Ясе Чингис-хана. Бояре должны были участвовать в организации и управлении великокняжескими вотчинами наряду с лично зависимыми от князя представителями дворцовой администрации. Им поручались важнейшие направления княжеского вотчинного хозяйства (пути). Такие бояре назывались путными.Они входили в боярский совет при князе, который включал в себя также ближний круг больших бояр-советников или введенных (допущенных в княжеский дворец) бояр. Здесь были также московский великий наместник и главный церемониймейстер (окольничий). Все они становились слугами великого князя. Характерно, что народ никогда не выступал против князя, несмотря на то, что князь порой подавлял антиордынские восстания горожан, а антибоярские выступления имели место (Москва 1357 г.). Это парализовало любые попытки боярства добиваться политических прав в Московском княжестве.
Младшая дружина
Параллельно с прикреплением к службе старшей дружины, которая составила высшую боярскую аристократию Московского княжества, сходные перемены коснулись и младшей дружины. Наряду с лично несвободными слугами князя (челядь) они вошли в состав великокняжеского двора. Уже в домонгольский период во Владимиро-Суздальском княжестве «слуги поддворским» стали именоваться дворянами.Они были лично свободными и за службу наделялись землей. Это был зародыш поместной системы, которая приобретет столь большое значение в последующем. Близким к дворянам был статус детей боярских (термин впервые встречается в новгородской летописи под 1259 г.), вероятно, представителей обедневших боярских фамилий. Они владели мелкими вотчинами и наряду с дворянами составляли корпус низших военачальников. Княжеский двор становился важнейшим органом не только вотчинного, но и государственного управления.
Ордынское влияние: нормы монгольского права
Административная деятельность русских князей в монгольский период существенно сократилась. Князья подлежали суду хана. Вообще монгольский суд был высшей инстанцией по отношению к суду княжескому. Поэтому неизбежны были заимствования норм монгольского права. Так на Москве появилась смертная казнь и телесные наказания (в киевский период применялись лишь к рабам). В Новгороде и Пскове появление смертной казни объясняется западными влияниями. Система наказаний в Англии, Германии и Франции в эту эпоху была даже более суровой, нежели монгольская. Преступникам не только отсекали головы и вешали, но и сжигали на костре, хоронили заживо, топили, колесовали, четвертовали, сажали на кол. Таким же образом появились пытки, которые уголовному праву Киевской Руси были неизвестны.
Система кормления
Княжеский суд сохранялся для местных внутренних дел. Князь лично судил лишь по важным вопросам. Менее значимые дела разбирал княжеский наместник. Уже в монгольский период наместники в городах и волостели в сельской местности имели штат помощников – тиунов (судьи) и доводчиков (докладчиков). Судебные пошлины были важным источником княжеского дохода, но княжеская казна не могла содержать штат местных чиновников. Поэтому в монгольский период сложилась система кормления, при которой назначенный чиновник должен был кормиться с территории, которой управлял.
Дворцовое управление
Административная власть наместников и волостелей не распространялась на великокняжеские владения, боярские и церковно-монастырские вотчины, которые управлялись боярами и церковными властями. В княжеском домениальном хозяйстве были созданы специализированные отделения дворцового управления – пути (соколиный, конюшенный, овчарный, продовольственный и т.п.). Ведавшие путями бояре подчинялись не дворецкому, а непосредственно князю и впоследствии заняли видное положение в Боярской Думе. Они также были кормленщиками и оставляли себе до половины доходов со своего пути.
Ордынское влияние: боевое искусство
Самое сильное впечатление на русских людей, да и на всех европейцев, произвела монгольская армия. Свое превосходство монголы демонстрировали на полях сражений. Они обладали лучшей в мире конницей, которая осуществляла невероятно длинные и молниеносные переходы. Уже Даниил Галицкий после визита в Сарай переодел свои войска по татарскому образцу. Русские люди в большом числе служили в рядах ордынского войска, участвовали в походах и битвах. Они перенимали стратегию и тактику, боевые построения, доспехи и оружие. Ярким примером использования татарской тактики против самих татар является битва на р.Воже 1378 года, в которой московское войско под командованием великого князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) разгромило карательный экспедиционный корпус мурзы Бегича.
Ордынское влияние: комплектование войска
Старокиевские порядки комплектования войска (дружина и ополчение) ушли в прошлое. Старшие дружинники превратились в бояр и сами располагали отрядами боевых слуг. Младшие дружинники образовали княжеский двор и стали основой военной организации. Но в отличие от гридей киевского периода, дворяне были не товарищами, а слугами князя. Был использован и монгольский принцип всеобщей воинской повинности, что позволяло при необходимости быстро мобилизовать значительные людские ресурсы (например, накануне Куликовской битвы).
Ордынское влияние: система государственного контроля
Ясно, что всеобщая воинская повинность (посоха) была возможна лишь при условии государственного контроля над всеми категориями населения. Такую возможность давала ордынская система сбора дани, основанная на переписи населения (число). С переходом права сбора ордынского выхода к московским князьям в руках последних оказалась и система контроля, с которой князья не расстались и после освобождения от монгольского владычества. Великий князь контролировал всю торговлю, на него трудились ремесленники в поднимавшихся городах, даже переезды крестьян должны были санкционироваться великокняжеской властью («пожилое» Судебника 1497г.). Отсюда такая небывалая централизация и концентрация власти в руках великого князя Московского, необычная для послов европейских монархов в XVI столетии.
Духовный стержень
При всех вынужденных и добровольных заимствованиях монгольских порядков московское государство формировалось на основе русской государственности. Прежде всего, сохранялся духовный стержень русской цивилизации – православие. Монголы не делали попыток обратить Русь в свою веру. Даже исламизация Орды при хане Узбеке не повлекла за собой гонений на православную церковь. На всем протяжении монгольского ига она пользовалась особыми привилегиями. Ко времени решающей схватки с поработителями религиозное чувство в народе достигло высшего накала. Москва сделалась резиденцией митрополита всея Руси. Русские люди обрели духовного вождя в лице игумена Троицкого монастыря святого старца Сергия Радонежского. Художественным воплощением всенародного порыва к государственному единству и освобождению православных стала великая икона Троицы гениального художника Андрея Рублева.
Перемена в князьях
По-иному стали вести себя русские князья. Если раньше они помогали монголам в подавлении городских восстаний, то теперь все чаще они становились на сторону своего народа. На протяжении первой половины XIV столетия московские князья монополизировали ханский ярлык на великое Владимирское княжение, получили право сбора дани со всех русских земель, подвластных Орде, с завидной последовательностью и упорством из поколения в поколение расширяли пределы своего княжества, неотступно следуя завету своего великого пращура Александра Невского.
Перемена в Орде
Во второй половине XIV столетия в Орде началась «великаязамятня», и московский князь Дмитрий Иванович решился на открытое выступление против татар. К середине 70-х годов он уже был верховным сюзереном всех восточных русских княжеств, за исключением Рязани. Войско московское под командованием талантливого воеводы Дмитрия Боброка-Волынского взяло Булгар, а затем сам великий князь одержал первую решительную победу над ордынцами в полномасштабном сражении на реке Воже (приток р.Оки). Кульминацией этой эпохи стала великая победа на Куликовом поле в 1380 году.
Ордынское влияние: поворот к унитарному государству
Куликовская битва, в которой отказались участвовать рязанский и тверской князья и особенно разрушительный поход Тохтамыша на Москву, после которого все князья кинулись за ханским ярлыком и забыли прежние клятвы в верности Москве, были самым убедительным аргументом в пользу создания на Руси централизованного унитарного государства. Федерация княжеств киевского типа, созданная Дмитрием Донским накануне Куликовской битвы, в решающий момент оказалась недееспособной. Преемники Дмитрия Донского взяли курс на полное подчинение и государственную инкорпорацию всех русских земель в Московское княжество.