Повседневный распорядок государева дня был подчинен исполнению миссии православного царя в управлении народом и государством в полном соответствии с традиционной русской государственностью.
Повседневный распорядок: семейно-родовой уклад
Это был близкий и понятный каждому россиянину семейно-родовой уклад, пронизанный православной религиозной духовностью. Он господствовал во всем – во внутрисемейном быту, во взаимоотношениях с боярством и воинством, в обычаях и формах рассмотрения государственных вопросов. В XVII столетии этот распорядок приобрел законченный вид и характер обряда.
Повседневный распорядок: документальные свидетельства
От этого завершающего периода московской государственности сохранились наиболее подробные сведения (Дворцовый разряд, письма царя Алексея Михайловича, записки русских и иностранных современников – Г.К.Котошихина, П.Гордона, Я.Стрейса и др.). Есть и более или менее подробные описания, сделанные позднейшими исследователями (в особенности И.Е.Забелиным).
Повседневный распорядок: утренняя молитва
День государя начинался в четыре часа утра с пробуждения и убирания с помощью постельничего, постельников и стряпчих. Умывшись, государь проходил в Крестовую комнату, получал благословение от духовника или крестового священника и приступал к утренней молитве, которая длилась четверть часа.
Икона дня
Затем государь прикладывался к выставленной на аналое перед иконостасом иконе того святого, чья память праздновалась в этот день и принимал окропление святой водою, доставленною в специальном восковом сосуде (вощанке) из какого-либо монастыря, иногда очень отдаленного, в котором была явлена чудотворная икона.
Духовное слово
Наконец, крестовый дьяк читал государю духовное слово – чтение на каждый день из сборника поучений святых отцов Церкви, чаще всего из Иоанна Златоуста, отчего и сам сборник именовался Златоустом.
Повседневный распорядок: заутреня и выход к синклиту
После утренней молитвы государь осведомлялся через посыльного о здоровье царицы и шел к ней поздороваться, отстоять с нею заутреню, а иногда и раннюю обедню, и выходил к своему синклиту – боярам, окольничим, думным и ближним людям, которые уже собирались, чтобы «ударить челом государю» в Передней. При виде царя все кланялись ему в землю, а к кому государь проявит особое расположение и милость – по тридцати раз сряду.
Повседневный распорядок: поздняя обедня и рассуждение о делах
Государь здоровается с боярами стоя либо сидя в шапке и говорит о делах, затем в сопровождении всего синклита около девяти часов идет к поздней обедне в одну из придворных церквей. Во время двух часовой обедни государь находил возможность рассуждать с боярами и отдавать распоряжения. Бояре также рассуждали между собой о делах государственных.
Повседневный распорядок: доклады и челобитные
После обедни государь возвращался в Комнату и принимал доклады, челобитные по текущим вопросам. Доклады представляли начальники приказов лично, челобитные докладывал думный дьяк и записывал решения по ним. Присутствовавшие при этом бояре не смели садиться и для отдыха иногда выходили в переднюю или сени, или вовсе во двор.
Заседание Думы
Во время заседания Думы бояре рассаживались на скамье по породе. Иногда государь повелевал садиться и дьякам. Обычное слушание дел в Комнате заканчивалось около двенадцати часов дня, после чего бояре разъезжались, а государь шел к обеду, чаще один, но иногда приглашал с собой особо приближенных бояр и близких.
Непраздничный обеденный стол
Обыкновенный непраздничный стол государя был весьма скромен. В скоромные дни подавалось немало блюд – около семидесяти, но почти все рассылалось боярам и иным достойным царского внимания людям в виде подачи – царской милости и благоволения и ценилось очень высоко. Сам государь был образцом умеренности. Так, царь Алексей Михайлович предпочитал простые блюда, ржаной хлеб, овсяную брагу или легкое пиво с коричным маслом, немного вина.
Постный стол государя
Постный стол государя поражал иностранцев своей скудостью. Вот свидетельство англичанина С.Коллинса об Алексее Михайловиче: «Великим постом он обедает только по три раза в неделю, а именно: в четверг, субботу и воскресенье, в остальные же дни ест по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пьет по стакану полпива. Рыбу он ест только два раза в Великий пост и соблюдает все семь недель поста, кроме масленицы или недели очищения, когда позволено есть яйца и молоко.
Круглогодичное постничество государя
Кроме постов он ничего мясного не ест по понедельникам, средам и пятницам, одним словом, ни один монах не превзойдет его в строгости постничества. Можно считать, что он постится восемь месяцев в год, включая шесть недель Рождественского поста и две недели других постов»[1].
Послеобеденный сон и дела вечерние
После обеда государь почивал часа три, до вечерни, когда во дворец вновь прибывали бояре и думные чины и вместе с царем стояли вечернюю службу. Затем иногда вновь слушались дела, или собиралась Дума, но чаще до самого ужина государь пребывал в кругу семьи, либо с самыми близкими людьми. Это было время отдыха и развлечений.
Душеполезные чтения и рассказы
Излюбленным развлечением и полезным занятием было духовно-назидательное и церковно-историческое чтение, чтение летописей и сказаний, а также курантов – европейских журналов времен Алексея Михайловича. Последний очень любил слушать рассказы об иноземных обычаях и о старине. С этой целью при дворе государя жили многочисленные верховые богомольцы, или юродивые которых царь очень чтил и даже лично присутствовал на их похоронах. Такие же юродивые жили при царице и взрослых царевнах.
Повседневный распорядок: шахматы и Потешная палата
Любимым развлечением государей русских были шахматы. Содержался целый штат особых мастеров, токарей, которые вытачивали и ремонтировали фигуры, отчего назывались при дворе шахматниками. Была во дворце особая Потешная палата со своими веселыми (скоморохи), гусельниками, скрыпочниками, домрачеями, органистами, цимбальниками и др.
Медвежье поле и соколиная охота
Государь часто и подолгу рассматривал работы золотых дел мастеров, ювелиров и иконописцев, оружейников. Зимой выезжали смотреть медвежье поле (бой охотника с медведем), а ранней весной выезжали на соколиную охоту. Алексей Михайлович ее особенно любил и заботился о сокольниках. Лето большей частью проводил в загородных дворцах.
Вечернее кушанье и сон государя
После ужина (вечернего кушанья) государь молился в Крестовой комнате около четверти часа и отправлялся ко сну. В дни, установленные Церковью, он почивал один. Царский сон оберегали в одной с ним спальне постельничий, стряпчий с ключом от комнаты, а также один-два спальника. В соседней комнате ложились еще шестеро стряпчих и спальников. В третьей комнате – еще несколько стряпчих и дневальных жильцов. Внешний вход в царский чертог охраняли истопники[2].
[1]Коллинс, Самуэль. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне//История России и Дома Романовых в мемуарах современников XVII-XX вв. Утверждение династии. – М.: Фонд Сергея Дубова. РИТА-ПРИНТ, 1997. – С. 224.
[2] См.: Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. С. 284-287.