Раздробленность сформировала три крупнейших центра новой государственности. К ним тяготели, по-преимуществу, остальные осколки Древнерусского государства.
Раздробленность: три центра
Новгород, Ростово-Суздальская земля и Галицко-Волынская Русь – продемонстрировали три разных модели государственного строя, соотношения главных социально-политических сил – княжеской власти, боярства и города.
Раздробленность: крупнейший торговый центр
Господин Великий Новгородпредставлял собой своеобразную боярскую республику. Огромная территория Новгородской земли имела единственный центр, единственный город – Новгород. Здесь сходились все нити власти и управления. Остальные городские поселения считались пригородами (Псков, Старая Ладога, Изборск). Почва нечерноземной полосы не давала возможности заниматься зерновым производством. Зато были богатейшие возможности для охоты, рыболовства, бортничества и т.п. Сам Новгород был крупнейшим торговым центром Руси, и в этом состояла его главная сила. Северный рукав древнего Волжского торгового пути и Днепровский путь «изваряг в греки» проходил через Новгород в Скандинавию и Прибалтийскую часть Европы. При этом Новгород сильно зависел от подвоза хлеба с «низовской земли» или с Руси, как говорили сами новгородцы.
Раздробленность: иерархия вечевых собраний
Власть в Новгороде была устроена по принципу иерархии вечевых собраний. Город был поделен на пять концов, которые в свою очередь делились на улицы. Уличанские и кончанские веча составляли низший уровень городского самоуправления. Высшим законодательным органом было общегородское вече. Оно обсуждало важнейшие вопросы жизни города и всей земли, формировало исполнительную власть. Вопрос о составе веча остается дискуссионным. Есть аргументы за то, что полноправными участниками народного собрания были все домохозяева, невзирая на статус. Иногда вече делилось на две части – с Софийской и с Торговой стороны. На мосту через Волхов они сходились и дракой решали, кто прав.
Раздробленность: боярский совет господ
Знаменитая Новгородская археологическая экспедиция открыла нашему взору повседневную жизнь этого своеобразного города-государства средневековой Руси. Исследована и вечевая площадь, на которой обнаружены скамьи примерно на триста человек. Судя по всему, на них восседали привилегированные участники веча – бояре («триста золотых поясов»). Этот особый боярский совет («совет господ») составлял правящую верхушку новгородской республики. В него входили действующие (степенные, т.е. выступающие с вечевого помоста — степени) и старые, т.е. бывшие, высшие должностные лица и наиболее знатные бояре. Совет господ предварительно обсуждал вопросы, выносимые на вече, и готовил проекты решений по ним. Он осуществлял контроль над должностными лицами государства.
Посадник и тысяцкий
На вече избирались главные должностные лица государства – посадник и тысяцкий. Изначально посадники были ставленниками киевского князя, посаженными им на управление городскими делами. С отделением Новгорода от Киева эта должность стала выборной, поначалу пожизненной, а затем избираемой ежегодно из числа наиболее знатных бояр. Посадник созывал вече, открывал собрание и был ответственным за исполнение его решений. Прерогативой посадника была внешняя политика и судебные функции. Тысяцкий был ближайшим помощником посадника. Он возглавлял новгородское ополчение («тысячу»), следил за порядком в городе, т.е. осуществлял полицейские функции.
Архиепископ
Влиятельнейшей фигурой в государственном управлении Новгорода Великого был архиепископ. Он также избирался на вече, а затем получал поставление от киевского митрополита и утверждался константинопольским патриархом. Архиепископ («владыка») управлял обширным церковно-монастырским хозяйством, был самым крупным землевладельцем, обладателем несметных сокровищ, хранителем эталонов мер длины и веса и самой государственной казны Новгорода и даже имел в своем распоряжении особые воинские формирования («владычные полки»). Он председательствовал в Совете господ, который заседал во владычных покоях на Софийской стороне.
Раздробленность: обычай выкармливания великого князя
Новгородские бояре раньше других стали проявлять «вольность в князьях». Они имели обыкновение «выкармливать» одного из сыновей киевского князя с младых ногтей, а затем сажать его на великокняжеский престол и получать от этого немалые выгоды и привилегии. Так было со Святославом Игоревичем, его сыном Владимиром Святым, с сыном последнего Ярославом Мудрым и т.д.
Боярская гордыня
В 1102 г. они заявили киевскому князю Святополку Изяславичу, намеревавшемуся посадить своего сына на княжение в Новгороде: «Аще ли две главы имееть сын твой, то посли его!». И Святополк вынужден был отказаться. Последняя попытка сломить гордыню новгородского боярства была предпринята Владимиром Мономахом в 1118 г. В Киев были вызваны все новгородские бояре и приведены к присяге на верность великому князю и посаженному им в Новгород на княжение Всеволоду Мстиславичу. Некоторых из них задержали в столице и даже бросили в поруб. Так, один из них боярин Ставр потешался над киевским боярством и самим князем Владимиром и высмеивал столичные крепостные укрепления говоря, что его боярский двор в Новгороде будет не хуже города Киева.
Раздробленность: Новгородская революция
В 1136 г. новгородцы вернули долг сторицей. Они изгнали князя Всеволода Мстиславича и после этой революции уже сами определяли, кого из Рюриковичей пригласить на княжение в Новгород. Роль князя была сведена к простой оборонительной функции. Ему даже запрещалось жить в городе. Его действия контролировались посадником. Князю назначалось вознаграждение и отдавалось в пользование подгороднее село Ракома. Судя по тому, что князья вели нешуточную борьбу за новгородский стол, княжение здесь было привлекательным. Новгород приглашал к себе наиболее сильного на тот момент русского князя.
Право выбора князя
Право Новгорода на свободный выбор князя было закреплено решением съезда князей 1196 года. С каждым князем вече заключало договор. Князь обязывался «держать Новгород в старине, без обиды», защищать его от внешних врагов, не объявлять войны и не заключать мира без разрешения веча, не иметь на территории Новгородской земли вотчин. Судить князь мог только вместе с посадником. За нарушение этих обязательств князь мог быть изгнан решением веча.
Местное управление
Местное управление в обширной, но малонаселенной новгородской земле было продолжением городского. В пригороды вече назначало посадников. Территория делилась на пятины, соответственно пяти концам города, которым и принадлежали эти «кончанские» земли. В них также направлялись посадники из числа новгородских или местных бояр, которые «кормились» с подвластных территорий и содержали свой аппарат управления. Мельчайшие административные единицы в волостях – сотни, потуги, погосты во главе с сотскими и старостами.