0
(0)
Примерное время для прочтения статьи: 2 минут

Вече представляло демократическое начало в древнерусском обществе и государстве. Оно имело наиболее глубокие исторические корни и было наследием прямой демократии древнего народного собрания. Термин «вече» буквально соответствует французскому «parlement». От него образованы слова вещать, совещаться. В летописи вече встречается впервые в Новгороде. К нему обращается Ярослав, прося помощи против брата Святополка Окаянного.

Вече
ВЕЧЕ

Организация веча

В вечевых собраниях с правом голоса принимали участие мужчины — главы семей. На вече главного города земли допускались и жители пригородов. Собирал вече и председательствовал на нем городской глава, иногда митрополит или епископ. Жители извещались об этом через глашатая, а позднее –колокольным звоном. Князь мог присутствовать на вече, если оно собиралось по его инициативе или с его согласия. Если же вече собиралось по требованию народа, князь воздерживался от присутствия на нем. Ведущую роль на вече, как и в городском самоуправлении вообще, играли старцы градские. 

Прерогативы веча

Вече главного города имело политическое значение. Оно могло выступить и против князя. Такое вече протеста собрали киевляне в 1068 году, причем оно передвигалось сначала от торговой площади к княжеским хоромам, а затем к порубу. Вече избирало князя, городского главу, тысяцкого, глав пригородов. Оно имело прерогативы верховного суда. Решения веча принимались голосованием, как правило, криком. Меньшинство должно было подчиниться большинству. В случае равенства сторон нередко дело решалось дракой. Вече было органом непосредственной демократии. Представительства не было ни у народа, ни у аристократии.

Вече — антикризисная власть

В силу исторических обстоятельств нам в большей степени известна деятельность вечевого собрания Господина Великого Новгорода. Между тем, вечевая система была практически во всех русских городах. В решающие моменты грозной опасности для города, или даже для всей земли, когда становилась очевидной неспособность княжеско-боярской власти справиться с защитой, на первый план выдвигалось самоуправление. Горожане и сбежавшиеся жители окрестных селений во главе со старцами градскими организовывали оборону.

Вече: судьбоносные вопросы

Вече решало и судьбоносные вопросы организации власти и управления. Оно могло принять или отвергнуть князя, собрать воев для похода (войско) и даже посадить на княжение популярного представителя княжеского дома. Так было в 1068 году в Киеве, когда вече вынудило бежать старшего сына Ярослава Мудрого, князя Изяслава, и посадило на княжение полоцкого князя Всеслава.

Вече: трансформация народной власти

Таким образом, демократическое начало власти и управления было представлено древнейшими институтами и проходит красной нитью сквозь всю историю Древней Руси. Более того, это народное самоуправление проявило себя и в последующие века русской истории. Оно трансформировалось в земские соборы, систему земских и губных старост, а в XX столетии  –  в органы истинно народовластия – Советы депутатов трудящихся.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.