Вечный закон истории относится к области таинственного, непознанного и непознаваемого. Он не может быть описан обычными научными категориями, потому что он первичен к ним как и ко всему конкретно-историческому.
Вечный закон: ограниченность исторического знания
Попытки сформулировать его в понятиях исторической науки наталкиваются на ограниченность самого исторического знания, хотя вполне справедливо отмечалось уже, что историю, по широте её предмета, следовало бы вообще признать единственной наукой (Маркс). Парадоксально, но именно Маркс своей теорией экономического материализма заблокировал возможность познания «исторического», доведя до предела отрицание священного предания, начатое «Эпохой Просвещения» XVIII века.
Вечный закон: за пределами истории
Вечный закон входит в предмет истории, то есть в то в прошедшем, что не проходит (Ключевский), но познаётся за пределами истории, потому что это замысел, план. Весь вопрос в том, чей это план и о чем? Или о ком? И кто реализует этот план или управляет его реализацией. И это явно не человек, хотя история без него в принципе невозможна.
Диалог на Патриарших прудах
Вспоминается знаменитый диалог на Патриарших прудах между профессором чёрной магии Воландом и поэтом Иваном Бездомным:
— Ежели Бога нет, то спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой? (Воланд)
— Да сам человек и управляет! (Бездомный)
— Виноват, для того, чтобы управлять, нужно как-никак иметь точный план на некоторый более-менее приличный срок. Ну хотя бы лет на тысячу. Позвольте вас спросить, как же может управлять человек, если он не может ручаться даже за собственный завтрашний день? (Воланд).
Вечный закон — явление человеческого духа
Вечный закон истории – явление человеческого духа. Только он обладает уникальностью и неповторимостью, без которой вообще нет истории как процесса движения. Материальный мир, в том числе и тело человека, не обладают этой неповторимостью и потому не подвержены развитию, то есть историей не являются.
Тип единичности
История в своём индивидуальном облике всегда единична и неповторима. Но эта единичность возможна только в духовной конституции человека. Его природная, материальная конституция единичностью не является. Она не отвечает вечному закону истории. Это понимали экзистенциалисты (Карл Ясперс).
Внутреннее познание
Но как возможно познание мира духовного, то есть того, что невозможно ощутить внешними органами чувств? Как ощутить и понять собственную личность, собственное «я», цель своей жизни и мировой? Здесь на помощь опосредованному знанию (посредством органов чувств) приходит знание непосредственное, данное нам внутренним познанием. Это познание есть основное, потому что без него невозможно и познание внешнее.
Вечный закон — высшая волящая сила
Вечный закон бытия даётся нам непосредственно, без каких-либо исследовательских процедур, потому что для них он недоступен. Мы видим, что в мировой истории действует воля, управляющая порядком вещей. Так же, как мы познаём своё сознание, свою собственную волю, своё «Я», мы способны так же непосредственно познавать волю, цель, чувство высшей волящей и целеполагающей силы, которая и есть вечный закон истории.
Вечный закон и высший суд
Если есть вечный или высший закон истории, следовательно есть и высший суд по этому закону. Лучше всех об этом сказал М.Ю. Лермонтов в своём знаменитом стихотворении «Смерть поэта»:
— Но есть, есть высший суд, наперсники разврата!
Есть высший Судия, он ждёт, он недоступен звону злата.
И мысли, и дела Он знает наперёд!
Вечный закон как любовь
Вечный закон истории воплощён в любви. Любовь — истинная сила и оправдание смысла истории. Любовь — измерение глубины и истоков бытия. В любви заключается Божественный замысел о человеке и человечестве в истории. Любовь делает единичное всеобщим.