lang="ru-RU"> Атрибуты верховной власти великих князей и царей России
savpetr.site

АТРИБУТЫ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ И ЦАРЕЙ РОССИИ

Примерное время для прочтения статьи: 11 минут

Атрибуты верховной власти вполне сложились к концу московского периода русской истории.

Атрибуты верховной власти: корона

К числу таких атрибутов относились, прежде всего, знаки царской власти или царские регалии. Важнейшей из них почиталась корона, получившая наименование «Шапки Мономаха». Она была унаследована московскими царями от их предков – великих князей. Это золотой островерхий головной убор с собольей опушкой, украшенный жемчугом, рубинами, изумрудами весом 993,66 грамма[1].

ВЕНЕЦ, СКИПЕТР И ДЕРЖАВА БОЛЬШОГО НАРЯДА ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА

Атрибуты верховной власти: византийская легенда о Шапке Мономаха

Появление этой короны на Руси было окружено легендами. В XV-XVI вв. сложилось предание о том, что шапка была получена в дар от византийских императоров (предположительно – от Алексея Комнина) Владимиром Мономахом. Такой обычай действительно существовал в Византии. Корона дарилась в знак вассальной зависимости одаряемого. Византийский император Константин Мономах подарил такую корону со своим изображением венгерскому королю Андрею I – современнику Владимира Всеволодича Мономаха. Однако для русских князей, ревниво охранявших свой суверенитет и независимость именно от византийского императора, такой дар был неприемлем.

Атрибуты верховной власти: версия ордынской шапки Мономаха

Более обоснованной выглядит версия восточного (ордынского) происхождения шапки Мономаха. Специалисты датируют ее временем, не ранее XIII, а еще более вероятно – XIV столетия. Возможно это был дар ордынского царя Узбека Юрию Данииловичу, либо Ивану Калите. По-видимому, этот дар был высоко оценен в Москве, так как, в отличие от ханского ярлыка или пайцзы, корона, увенчанная крестом, была знаком верховной власти православного государя. Она воспринималась как символ не столько подчиненности в настоящем, сколько как символ освобождения и государственного суверенитета Москвы в будущем.

Атрибуты верховной власти: коронация шапкой Мономаха

Именно эта корона, впервые названная шапкой Мономаха, фигурирует в описании чина коронации (венчания) на великое княжение Дмитрия — внука Иоанна III. С тех пор все великие князья и цари Московские венчались этой короной. Причем шапка Мономаха водружалась на голову монарха лишь в момент коронации. В дальнейшем государь носил свой особый «венец», который входил в состав особого парадного облачения — «большой наряд». Последним царем, который короновался шапкой Мономаха, был Иоанн V, старший и немощный соправитель Петра I. Сам же Петр короновался шапкой «второго наряда» (более скромным дубликатом шапки Мономаха).

Атрибуты верховной власти: бармы как нарядное облечье

С царским венцом связаны также бармы – особый вид украшений, входивших в «большой наряд» государя. В виде круглых металлических щитков, украшенных драгоценными каменьями и скрепленных между собой шнуром, бармы были принадлежностью парадного облачения византийского императора. Именно из Византии, по преданию, получил Владимир Мономах в дар от императора Алексея I Комнина это нарядное «облечье». В летописи же оно встречается под 1216 годом и при этом говорится, что оно было шито золотом и носилось всеми князьями Рюрикова дома. Главным элементом княжеского облачения тех времен, как известно, был особый обрамленный золотым шитьем плащ – корзно.

ЦАРСКИЕ БАРМЫ

Бармы как коронационные регалии

В качестве коронационных регалий бармы впервые упоминаются в 1498 году при венчании Дмитрия-внука. Все последующие великие князья и цари облачались в бармы во время коронации и в торжественные праздничные выходы. Они постоянно хранились в царских кладовых одежд и регалий и для церемоний выносились в Успенский собор, где помещались на золотом блюде в алтаре, чем подчеркивался их священный характер. После возложения наперсного креста два архимандрита и игумен выносили бармы из алтаря и передавали патриарху (митрополиту), который с молитвой возлагал их на царя. Лишь после этого следовало возложение шапки Мономаха.

Атрибуты верховной власти: царский скипетр

Царский скипетр по легенде о византийских дарах также был прислан Мономаху вместе с шапкой. Однако, имеется вполне определенное свидетельство англичанина Дж.Горсея, который видел и описал обряд коронации Феодора Иоанновича: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов»[2].

Атрибуты верховной власти: Держава как знак императорской власти

Знаком царской (императорской) власти была держава (от старославянского държа — власть). На Руси держава именовалась на польский манер яблоком (jablko). Изображение римского императора Августа с державой в виде шара в руке известно по его монетам. Этот атрибут власти был воспринят затем византийскими и германскими императорами, а затем и западноевропейскими королями. Языческое навершие в виде изображения богини Победы было заменено христианским крестом. В христианской традиции известны изображения Христа и Бога-отца с шаром в руке, либо под стопой, что символизировало власть над миром, земной юдолью. Император считался помазанником Божьим и следовательно получал власть над миром, что и символизировала держава в его руке.

Держава как царская регалия в России

В России держава известна с XVI столетия, возможно, со времени Ивана Грозного. В качестве царской регалии она впервые была использована при коронации Бориса Годунова в 1598 году. Во время обряда патриарх Иов подал царю Борису и державу, сказав при этом: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данные тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».

Держава в коронации Романовых

Держава фигурировала при коронации Лжедмитрия I, но официальный сценарий был впервые реализован при восшествии на престол Михаила Федоровича Романова. При венчании его корону подавал его дядя Иван Никитич Романов, скипетр в правую руку – князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу в левую руку военный вождь народного ополчения князь Дмитрий Михайлович Пожарский, пожалованный в чин боярина. Затем скипетр и держава появились соответственно в правой и левой лапах двуглавого орла, изображенного на державном гербе России.

Атрибуты верховной власти: трон

Сакральным атрибутом верховной власти было царское место, или престол, трон — особое седалище великого государя и иных царственных особ. В великокняжеских хоромах и царских дворцах было несколько таких мест – в больших приемных палатах и передних комнатах внутренних покоев.

Отний злат стол Древней Руси

В Киевской Руси употреблялось выражение «отний злат стол», «златокованный стол», на котором восседали князья. К ним обращался со своими призывами автор «Слова о полку Игореве». Конечно, это выражение символизировало прежде всего само княжение. Однако, несомненно и то, что речь идет о конкретном месте и конкретном атрибуте.

Княжое место на сенях

Княжое место находилось в гриднице – комнате для совещаний с дружиной. Известно также и тронное место на сенях – специальной крытой галерее, огражденной резной решеткой. На таких сенях заперся князь Изяслав Ярославич с дружиной своей от бушующего веча киевлян в 1068 году, после поражения от половцев. На сенях был выставлен трон галицкого князя Ярослава Владимировича (будущего Осмомысла) в 1157 г. в момент встречи им киевского боярина Петра Бориславича. На княжеских сенях, как в самом надежном укрытии, безуспешно пытался спастись ордынский баскак Твери Чол-хан (Щелкан) в 1327 г. в момент восстания тверичей.

Русский трон в Каракоруме

Описания великокняжеских тронов киевского периода неизвестны, однако исключать их наличие вовсе было бы неверно. Известно же, что именно русский мастер изготовил роскошный трон монгольскому кагану в Каракоруме. Знаток истории быта русских царей И.Е.Забелин считал, что традиция царского трона восходит к библейскому царю Соломону, чей престол подробно описан в книге Царств (III, гл.10, ст. 18-20). Русские хорошо знали это по хронографам.

Влияние Византии

Непосредственное же влияние признается за Византией, откуда была воспринята идея царского места Ивана Грозного 1551 года, сохранившегося в Успенском соборе Московского кремля. Оно представляет собой шатровую сень на четырех столбах. Узорочная кровля и символические животные (лев, медведица-рысь или «уена», два «оскрогана») – все эти элементы сходны с фигурами зверей и птиц, устроенных вокруг императорского трона в Константинополе.

Атрибуты верховной власти: большой трон в Золотой палате

Тронные  места московских царей во дворце были также устроены по византийскому образцу. Они располагались в передних или красных углах комнат и были богато украшены. Большой трон в Золотой палате, вероятно, был построен при Грозном или при Феодоре Иоанновиче[3]. В эпоху Смуты драгоценные царские места постигла участь многих сокровищ царской казны: они пошли на слом и выплату жалованья полякам.

Трон первого Романова

Первый царь из Романовых нашел дворец совершенно опустошенным и довольствовался малым царским местом в Золотой палате в виде кресла. Но уже в середине 30-х годов XVII столетия в Золотой и Грановитой палатах появились серебряные царские троны, описанные и изображенные по памяти на рисунках А.Олеария и А.Мейерберга.

Тронная роскошь царя Алексея Михайловича

Вершиной тронной роскоши Московской Руси был Коломенский дворец царя Алексея Михайловича. Живым свидетелем невиданных украшений нового царского места был Симеон Полоцкий. Они напомнили ему «Дом Соломонов», который «тем славен без меры, яко ваяны име в  себе зверы». Трон Алексея Михайловича также украшали медные оклеенные бараньими кожами львы, которые как живые рыкали, двигали глазами и «зияли устами». В особом чулане помещались меха и пружины, приводившие фигуры зверей в движение – изобретение часовых дел мастера Петра Высотского[4]. Особые места поскромнее имелись также для цариц и царевичей в их передних комнатах, где были возможны официальные приемы.

Атрибуты верховной власти: чертоги царские

Безусловным атрибутом верховной власти были «чертоги царские» — княжеские хоромы, царский дворец с его многочисленными палатами. Верхний ярус его с древних времен именовался теремом. Основу же составляли традиционные для Руси клети и подклети – четырехугольные связанные по углам бревна.

Царская изба, горенка и гридница

Зимняя отапливаемая клеть называлась истопкой, истьбой, наконец – избой. Это жилище было характерно для простого крестьянина, князя, а позднее (до конца XVII в.) и царя. С 1162 г. известна горенка (от слова горний — верхний) – также общеупотребительное помещение богатого двора. Исключительно княжеской была лишь особая большая клеть – гридница – для совещаний и пиров со старшей дружиной (гридь, гридьба). В гриднице князь принимал послов, вел переговоры.

Древние княжеские постройки

Типичные черты древних княжеских построек воспроизводились в позднейших великокняжеских хоромах московских государей. Все вместе они состояли из трех основных частей:

Хоромы постельные или покоевые

— хоромы постельные или покоевые из трех-четырех комнат, связанных между собой. Дальняя из них было ложницей (постельная или опочивальня). Рядом с ней находилась крестовая (комната для молитв), затем собственно комната (рабочий кабинет). Крайняя перед входом в хоромы комната именовалась переднею с теплыми сенями, которые также именовались передними. Покои княжеской (царской) семьи ставились отдельно и имели такой же набор комнат и служебных помещений (чуланы, каморки, сенники мыльни и т.п.);

Хоромы непокоевые

— хоромы непокоевые — парадные залы для торжественных собраний, приемов послов иностранных государств, праздничных застолий и пиров, духовных и земских соборов. Эти помещения, известные в древности как гридня (гридница), в московский период именовались столовая изба, горница, повалуша. Эти хоромы строились в глубине двора;

Хозяйственные дворцы

— хозяйственные постройки возводились отдельными дворцами и имели названия соответственно их назначению в царском обиходе: Конюшенный, Житный, Кормовой, Хлебенный, Сытный и т.п. Казна царская хранилась в подвалах кремлевских церквей.

Красное крыльцо

Хоромные постройки были расположены довольно хаотично, так как застраивались постепенно, в зависимости от пожеланий своих обитателей. При этом большинство их, особенно покоевые и парадные, соединялись специальными крытыми переходами. Все они имели выходы-крыльца, в том числе знаменитая Грановитая палата, чье крыльцо именовалось Красным.

Царский дворец в селе Коломенском

ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ

Последний царский деревянный дворец был построен в середине XVII столетия в подмосковном селе Коломенском. Это был загородный дворец, возведенный по единому плану. И, тем не менее, в нем повторялись все те традиции дворцового зодчества, которые известны из древности.

Атрибуты верховной власти: каменный дворец Государя всея Руси

В конце XV столетия приступили к строительству каменного дворца,  который должен был символизировать величие и исключительность великокняжеской власти «Государя всея Руси», равного по титулатуре императору. Сказалось влияние придворной группировки Софьи Палеолог, наследницы последних византийских императоров. Дворец был построен уже после смерти Ивана III его сыном Василием III, в 1508 году. До конца XVII века он был основным жилищем царской семьи, оставлен был при Петре Великом, а в полуразвалившемся виде простоял до начала XIX столетия.

Итальянский стиль и влияние новгородских зодчих

Каменный дворец уже отличался от старорусских деревянных построек. Он отвечал стилю итальянской архитектуры. Не исключено также и влияние каменных построек новгородского архиепископа. Владычные палаты о тридцати дверях, построенные немецкими архитекторами и новгородскими умельцами, произвели сильное впечатление на великого князя Ивана Васильевича и отразились на кремлевских перестройках конца XV столетия.

Судьбы каменного кремлевского дворца

Дворец несколько раз горел. В 1571 г. Крымский хан Девлет-Гирей сжег московский посад. Сильно пострадал и кремлевский дворец. Перегорели даже железные прутья арматуры стен. Но особенно большим разрушениям и полному разграблению дворец подвергся после царя Василия Шуйского, когда в кремле стоял польский гарнизон. От дворца остались голые стены. Первые Романовы постепенно возродили дворец и достроили его новыми хоромами для нужд разраставшейся царской семьи. Причем, царь Михаил Романов впервые построил жилые (покоевые) хоромы из камня. До этого царская семья неизменно  предпочитала деревянные покои.

Атрибуты верховной власти: польские и немецкие мотивы в дворце времен Алексея Михайловича

Царь Алексей Михайлович ввел много новшеств, воспринятых им во время пребывания в городах, отвоеванных у Польши в ходе войны 1654-1667 гг. Особенное влияние на него оказал город Вильно. Стены дворца украсились обоями из кожи, появилась мебель на польский манер. Вывезенные из западных городов мастера пополнили штат Оружейной палаты и привнесли в украшение дворца стиль немецкого рококо, которая стала вытеснять старорусскую резьбу по дереву.

Дворец царя Федора Алексеевича

Наивысшего великолепия дворец достиг к концу XVII столетия. Особенно много украшением и обновлением построек занимался царь Федор Алексеевич. По мнению И.Е.Забелина, «в это время его обширность и относительное великолепие вполне выразили характер древней царской жизни во всем ее блеске и царственном просторе…»[5].

Атрибуты верховной власти: перемены эпохи Петра

На дальнейшей судьбе дворца отразился тот крутой поворот в истории российской монархии, который произвел Петр Великий. Царские чертоги перестали быть для него жилищем с юности, когда он был вынужден покинуть кремль вместе с матушкой своей Натальей Кирилловной Нарышкиной. Традиционная семейная жизнь вообще перестала для него существовать, несмотря на раннюю женитьбу по настоянию матери. Он увлекся свободным бытом Немецкой слободы. С воцарением Петра дворец был заброшен и постепенно пришел в упадок после ряда крупных пожаров. Россию ждала иная столица, иные дворцы и иная придворная жизнь, да и иная по сути дела монархия.


[1] В архиве Оружейной палаты московского кремля есть ее описание от 1696 г.: «Шапка царская золота, сканая. Мономахова, на ней крест золотой гладкий, на нем по концам и в исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья, в золотых гнездах: над яблоком, яхонт желтый, яхонт лазоревый, лал, промеж ними три зерна гурмыцких; да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовых, в золотых гнездах, двадцать пять зерен гурмыцких, на золотых спнях; около соболей: подложена атласом червчатым: влагалище деревянное, оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны».

[2] Записки о Московии XVI века сэра Джерома Горсея. СПб., 1909. С. 111.

[3]Его описание сделано иноземцем Георгием Паэрле в момент представления сандомирского воеводы Юрия Мнишка Лжедмитрию, который восседал «на высоких креслах из чистого серебра с позолотою, под балдахином; двуглавый орел с распущенными крыльями, вылитый из чистого золота, украшал сей балдахин; под оным внутри было Распятие, также золотое с огромным восточным топазом, а над креслами находилась икона Богоматери, осыпанная драгоценными каменьями. Все украшения трона были из литого золота; к нему вели три ступени; вокруг его лежали четыре льва серебряные, до половины вызолоченные, а по обеим сторонам, на высоких серебряных ножках, стояли два грифона, из коих один держал государственное яблоко, а другой обнаженный меч…». – Цит. по: Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях. – М.:АСТ, 2005.  С. 156.

[4] См.: Забелин И.Е. Там же. С. 159-161.

[5] Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 2005. С. 63.

Exit mobile version