Национализация православной церкви в России стала важнейшим событием в духовной жизни народа и государства.
Неприятие флорентийско-феррарской унии
Роль православной церкви и духовенства в государственном управлении существенно выросла. Более того, в XVI столетии произошла фактическая национализация церкви, после чего она приобрела право и обычай именоваться Русской Православной Церковью (РПЦ). Фактически автономной РПЦ сделалась еще после флорентийско-феррарской унии, на которой константинопольский патриарх во имя спасения Византии признал главенство папы римского. Великий князь Московский не признал унии, устранил с престола и выдворил из страны митрополита всея Руси грека Исидора, признавшего унию. Тогда же был избран собором епископов русский митрополит Иона.
Национализация православной церкви: разрушение симфонии властей
После падения Константинополя в 1453 году русская церковь окончательно стала самостоятельной от патриарха. В то же время, она оказалась в значительно большей зависимости от великого князя. Он оказывал определяющее влияние на поставление нового митрополита. В XVI столетии, уже при Василии III традиционная для византийской государственности симфония светской и духовной властей на Руси была нарушена. В ряде случаев первоиерархи русской церкви подверглись репрессиям за противоречие воле московского царя. Такова история митрополита Филиппа (Колычева). Были и периоды, в которые государственная роль митрополита приобретала правительственный характер. Такова история митрополита Макария, воспитателя первого русского царя.
Русская церковь как духовно-административная система
Русская церковь была в XVI столетии уже достаточно сложной и разветвленной духовно-административной системой, в которую были вовлечены сотни тысяч людей из самых разных слоев общества. Высшие слои духовенства были, как правило, выходцами из аристократических, боярских и дворянских кругов. Они продолжали поддерживать тесные родственные отношения в миру, что в силу общинно-родового мироустройства России делало их активными участниками политических событий.
Национализация православной церкви: Сергий Радонежский и его ученики
В XIV-XV столетиях резко увеличилось число монастырей и монашествующих. Сложилась система монастырей, основные направления «духовного делания» и организации монастырского хозяйства. Истоком их во многом являлась Троице-Сергиева обитель, с ее основателем, светочем русского духовного подвига и величайшим русским святым преподобным Сергием Радонежским. Ученики Сергия, двинувшиеся на север, основали новые пустынножительства (скиты), насельники которых придерживались идеи нестяжательства и практиковали исихазм. Те из них, кто двинулся на юг, придерживались иной теодицеи – через укрепление материальной базы монастырей, строгий устав и активное участие в государственно-политической деятельности по созданию истинно православного царства.
Роль черного духовенства
Черное духовенство было даже более влиятельным, нежели приходское. Из него рекрутировались епископат и митрополиты. Особым авторитетом в глазах народа и властей обладали Троице-Сергиевский, Иосифо-Волоколамский, Кирилло-Белозерский монастыри, а также Соловки – северная Фиваида. Большим влиянием пользовались Казанский, Ростовский, Рязанский, Тверской и другие архиепископы и епископы. Самой богатой и могущественной была Новгородская епархия, чей глава архиепископ Новгородский (владыка) был на особом положении еще со времен Древней Руси.
Опыт духовного подвига русских исповедников
К XVI столетию русская церковь накопила огромный опыт духовного подвига собственных исповедников, некоторые из них уже были прославлены как местночтимые святые. Немало русских паломников побывало на Святой земле. Русские монахи были насельниками монастырей на горе Афон, где был монастырь св.Пантелеимона, который получил наименование Руссикон. Идейные прозрения афонских старцев были известны и популярны на Руси, которая все больше привлекала чистотой православной веры.
Максим Грек
Именно этот интерес привел на Русь знаменитого философа и богослова Михаила Триволиса, которого именовали здесь Максим Грек. В конце XV столетия русская церковь подверглась соблазну ереси жидовствующих, на фоне борьбы с которой развернулась полемика иосифлян и нестяжателей.
Внутрицерковные проблемы
Разрастание церковно-монастырского хозяйства и бурный рост монастырского землевладения требовали уже государственного регулирования, потому что владения церкви стали сопоставимыми с владениями казны. В то же время обострились и внутрицерковные проблемы. Русские богослужебные книги многократно переписаны с греческих источников далеко не совпадали со своим прототипом.
Литургические нестроения
Грамотных священнослужителей, особенно приходских священников почти не было. Нравы, царившие в храме во время литургии, были далеки от благочестивых. Но хуже всего было то, что церковный организм страны распадался не только на отдельные епархии, но и даже приходы одной епархии порой не сходились во взглядах на обряд, а тем более в почитании святых.
Национализация православной церкви: Стоглав
В 1551 году состоялся церковный собор, решения которого были облечены в сто глав по примеру царского Судебника, разделенного на сто статей. Отсюда его наименование – Стоглав. Это был не вполне церковный собор, так как в нем участвовали не только представители высшего духовенства, но и царь и правительство. К тому же вопросы, которые обсуждались, имели общегосударственный, а вовсе не догматический характер. И предложены они были собору самим царем.
Национализация православной церкви: царские вопросы к Стоглавому собору
«Царские вопросы» касались проблем экономических (таможенные барьеры), местного государственного управления и обеспечения государственной службы (ограничение местничества, всеобщая перепись земель, пересмотр землевладения, отмена кормлений). Это явное свидетельство того, какую роль играла церковь в жизни государства.
Вопрос о секуляризации земель
Особенно волновал царя вопрос о переделе земли. Этому были посвящены пять из двенадцати «царских вопросов». Несмотря на эмоциональные выступления вождя нестяжателей старца Артемия, собор во главе с митрополитом Макарием провалил правительственную программу секуляризации земель.
Национализация православной церкви: решающий шаг
Собор утвердил реформу Макария по созданию общерусского списка святых, в который вошло большинство местночтимых подвижников. Появление своего агиографического пантеона было решающим шагом в национализации Русской Православной Церкви. Были приняты решения, ведущие к унификации богослужения в храмах, к исправлению нравов в среде монашества и клира.
Вопрос о землевладении и церковном суде
Собор встал на защиту не только землевладения, но и церковного суда (статьи о святительском суде) и согласился на включение выборного элемента духовного и земского. Решения по обрядовым и каноническим вопросам оказались позднее отвергнутыми Собором 1667 года, как не соответствующие канонам древней церкви, но отстаивались старообрядцами (двоеперстное крестное знамение, двойная аллилуйя и др.).
Национализация православной церкви: вопрос о патриаршестве
В XVI столетии Русская Православная Церковь обрела своего патриарха. Это было необходимо для завершения строительства православного царства на Руси. Эта мысль проистекала из идеи о Москве как третьем Риме, как о столице православия. Еще Филофей Псковский в своих письма называл Василия III царем.
Легенды и сказания
В первой половине XVI столетия все активнее стали циркулировать в общественном сознании легенды и сказания, призванные оправдать царский титул Московского великого князя: легенда о царских регалиях, перенесенных на Русь после падения Константинополя, легенда о князьях Владимирских, которую воспроизводил сам Грозный. Легенды об Апостоле Андрее и о Белом клобуке, переходившем из Рима в Константинополь, а затем на Москву должны были утвердить право Москвы на первосвятительский престол.
Святая Русь как мистический образ России
За Россией прочно утвердился в сознании народном мистический образ «Святая Русь». По значению своему для судеб народа и государства он был в одном ряду с такими образами как «Вечный Рим» и «Прекрасная Франция». В 1561 году восточные патриархи доставили Ивану Грозному утвердительную грамоту, в которой признавали его царский титул. Этот долгожданный акт был очень важен для Грозного, поскольку ближайшие соседи и враги не признавали его и продолжали пользоваться в дипломатической переписке титулом «великий князь».
Вопрос о переносе патриаршества из Константинополя в Москву
Учреждение патриаршества на Руси состоялось при сыне Грозного Феодоре в 1589 году. Еще ранее московская дипломатия, ведомая ближним боярином Феодора Борисом Годуновым, предпринимала попытки побудить вселенских патриархов к переносу патриаршества из Константинополя, захваченного «агарянами», в Москву.
Сопротивление восточных патриархов
Восточные патриархи продолжали смотреть на Московию как на подчиненную митрополию и любили приезжать сюда за милостыней. Собственные их доходы от приходов скудели все более, и помощь Москвы для них становилась все более жизненно необходимой, а вместе с эти возрастал авторитет московского митрополита. Лишаться столь доходной епархии они не желали. Поэтому встретили происки Москвы холодно.
Визит патриарха Иеремии
В 1588 году неожиданно для московских властей в Смоленск прибыл главный восточный патриарх цареградский Иеремия. Его пригласили в Москву и сделали настойчивое предложение перенести патриаршество. Иеремию держали практически под арестом и он согласился. Но сам он в Москве был не ко двору, как и новогреческая ересь.
Поставление патриарха на Москве
На Руси считали, что греки неспособны сохранить чистоту православия после вступления в унию с Римом и подпадение под гнет туркам. Грозный даже сказал папскому послу Антонио Поссевино, что русские исповедуют не греческую веру, а то древнее христианство, которое проповедовал им Апостол Андрей. Когда Иеремия, наконец, согласился, ему предложено было поселиться в заглохшем к тому времени Владимире. Иеремия отказался, и тогда его убедили поставить на Москве патриарха из русских. Первым русским патриархом стал митрополит Московский и всея Руси Иов.
Национализация православной церкви: Россия — православное царство
Решение патриарха Иеремии не вызвало энтузиазма у остальных трех восточных патриархов, однако, они вынуждены согласиться с ним, так как ссориться с Москвой было также невыгодно. На соборе вселенских патриархов Московский патриарх был признан, но только младшим, пятым патриархом в ряду остальных. На Москве были довольны. Главное было достигнуто: Россия стала настоящим православным царством, с царем и патриархом.