lang="ru-RU"> Легитимация власти в России: опыт исторической аберрации
savpetr.site

ЛЕГИТИМАЦИЯ ВЛАСТИ В РОССИИ: ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОЙ АБЕРРАЦИИ

Примерное время для прочтения статьи: 5 минут

Легитимация власти является важнейшей проблемой всякой вновь установленной формы правления. Как правило, она бывает сопряжена с определенной аберрацией исторического зрения.

Что такое легитимность власти

Утрата легитимности влечет за собой падение власти. Что такое легитимность? Об этом сказал еще Никколо Макиавелли: власть держится на силе и согласии. Антонио Грамши называл это культурной гегемонией. Другими словами, власть должна обладать авторитетом в глазах народа. Если власть теряет авторитет, начинается кризис легитимности, то есть смута.

ПАДЕНИЕ ВЛАСТИ ЛЖЕДМИТРИЯ

Устойчивая закономерность

Важнейшей составляющей всякой новой легитимации является авторитет исторической традиции. Давно подмечено, что существует определенная устойчивая закономерность в официальных оценках прошлого, которая проявляется с завидным постоянством практически во все времена и у всех народов и стран. Для нашей страны она особенно характерна. Не случайно Россию считают страной с непредсказуемым прошлым.

Призвание варягов как оправдание власти Владимира Мономаха

В самом деле, уже Начальная летопись Руси содержит сюжет, вписанный в ее текст монахом Выдубицкого монастыря Сильвестром из соображений исторического оправдания великокняжеской власти Владимира Всеволодовича Мономаха, не совсем легитимно занявшего киевский стол. Речь идет о знаменитом сюжете о призвании варягов на Русь.

ВЛАДИМИР МОНОМАХ НА ОХОТЕ

Летописное оправдание права Ивана III на Великий Новгород

Собиратель русских земель и создатель Российского государства великий князь Иван III Васильевич, собираясь в поход 1471 года на Великий Новгород с целью присоединения его земель к Московской Руси, взял с собой дьяка, который хорошо разбирался в летописях. Он должен был по летописям говорить «вины новгородские», то есть доказать новгородцам право московских князей на Новгород как свою «отчину».

НОВГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ

Теория «Москва — Третий Рим» как обоснование власти Василия III

Этой же цели легитимации служила идея «Москва – третий Рим» монаха Псковского Елеазарова монастыря Филофея, который обосновал власть великого князя Московского Василия III Ивановича последовательной сменой мировых центров православия – Рима и Константинополя – Москвой. Мать Василия III, Софья Палеолог, была от рода последних византийских императоров.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ III

«Послание о Мономаховом венце»

Православная легитимация власти ставилась выше тех прежних традиций, на основании которых был коронован внук Ивана III Дмитрий Иванович. Поэтому неприглядную историю с его уничтожением можно было забыть. Светский вариант этой идеи был представлен «Посланием о Мономаховом венце» Спиридона Саввы (1510 – нач. 1520-х гг.), в соответствии с которым Византийский император Константин IX Мономах передал царский венец и животворящий крест великому князю Владимиру Мономаху. Несовпадение их во времени в расчет не принималось.

КОРОНАЦИЯ ДМИТРИЯ ВНУКА

«Сказание о князьях Владимирских» — обоснование власти Ивана Грозного

Иван IV Грозный лично правил московскую летопись, стремясь обосновать ею обвинения против злокозненных бояр, похитивших власть. Для легитимации своей власти он воспользовался популярным тогда «Сказанием о князьях Владимирских»,  по которому власть русских князей и царей происходила от первого римского цесаря Августа, мифический брат которого Прус якобы передал властную эстафету основателю династии русских князей Рюрику.

АВГУСТ

Богоизбранность и всенародное избрание династии Романовых

История династии Романовых также не лишена мифов и фигур умолчания. Таковы легенды о богоизбранности первого царя Михаила Федоровича и о всенародном избрании самой династии. На деле же утверждение на троне наследника Михаила Романова, царя Алексея Михайловича, сопровождалось нешуточной борьбой против превращения Романовых в новую династию. После Петра Великого вплоть до Павла I каждая следующая царствующая особа должна была доказывать легитимность своей власти.

ВЕНЕЦ, СКИПЕТР И ДЕРЖАВА БОЛЬШОГО НАРЯДА ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА

Пересмотр истории как способ легитимации власти

И каждая смена царствования сопровождалась пересмотром истории. Так, при Петре Великом не поощрялись упоминания о царевне Софье, клане Милославских и стрелецких бунтах, при Елизавете Петровне – о мекленбургской династии и царе-узнике Иване VI Антоновиче, при Екатерине II – о ее супруге Петре III и о том же Иване Антоновиче, которого, в конце концов, умертвили в узилище, при Александре I – об отце его Павле и т.д.

ЦАРЕВНА СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

Новая легитимация Советской власти

Для Советской власти не подходили традиции легитимации ни Рюриковичей, ни Романовых с их идеями «Третьего Рима» и уваровской триады «Православие, самодержавие, народность». Советская власть впервые в истории России объявила о разрыве со всеми предшествующими традициями, как традициями власти эксплуататорских классов. Ее легитимация была принципиально новой и основана на победе в Гражданской и Великой Отечественной войне.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛЕНИНА НА ПРОВОДАХ КРАСНЫХ ВОЙСК НА ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ 5 МАЯ 1920 ГОДА

Развенчание предшественника как способ легитимации личной власти

Однако и сама Советская власть не избежала той же закономерности в оценках своей собственной истории. Великий соблазн утвердиться на костях предшественников возобладал и здесь. И даже стал более откровенным. Так, Н.С.Хрущев пытался добиться своей легитимации путем ухищрений и развенчания «культа личности» И.В.Сталина. Историческую часть легитимации составила реабилитация жертв «сталинских репрессий». Былое переписывание летописей сменилось массовой фальсификацией архивных документов.

И.В.СТАЛИН НА ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. ИЮЛЬ 1945 ГОДА

Легитимация верхушечного переворота

Авторитет власти Хрущева вскоре был безвозвратно утрачен. В результате верхушечного переворота во главе страны оказался Л.И.Брежнев. Теперь запретным стало имя самого Хрущева, но и имя Сталина также не было восстановлено в своих правах. Забыта была сталинская хозяйственная система, дважды совершившая экономическое чудо модернизации до и после войны. Реальная власть партийной номенклатуры была далека от коммунистических идеалов и быстро утратила авторитет в глазах народа. Мирное сосуществование быстро переросло в конвергенцию с капитализмом.

ЛЕОНИД ИЛЬИЧ БРЕЖНЕВ

Новая власть

Крушение Советской власти было оформлено благодаря новому курсу М.С.Горбачева сначала на ускорение социально-экономического развития, новое мышление и гласность, а затем и на перестройку, которая закономерно привела к разрушению государства рабочих и крестьян. Приватизация покончила с общенародной собственностью. Новая власть приступила к реставрации капитализма. Не обошлось и без применения силы.

АПОФЕОЗ НОВОГО МЫШЛЕНИЯ

Поиск новой легитимации

С тех пор на протяжении трех десятков лет идет поиск исторической платформы для общественного согласия на легитимацию власти. Меры, к этому направленные, заслуживают отдельного разговора. Что касается исторического аспекта, нельзя не отметить определенной аберрации исторического зрения сегодня, чреватой новым кризисом легитимности.

Exit mobile version