Распад системы государственного управления в ходе развертывания Смуты представляют собой отдельную тему, весьма характерную для русской истории вообще.
Распад системы: Василий Иванович Шуйский
С воцарения Василия Шуйского в мае 1606 года начался распад государственного порядка и всей системы государственного управления. Шуйские принадлежали к старшей ветви потомков Александра Невского, но князю Василию это не помогло. В глазах народа он всё равно не был «прирожденным государем». Москвичи знали, что он не был избран, а «выкрикнут» на площади из толпы. Он скомпрометировал себя частой сменой позиций в вопросе о гибели царевича Дмитрия и вообще не пользовался популярностью в народе.
Распад системы: крестоцеловальная запись
Новый царь пытался доказать свои права на престол древностью боярского рода Шуйских — одного из ответвлений Дома Рюриковичей. Реальной своей опорой он считал боярство, которое в свою очередь потребовало гарантий безопасности имущественной и личной. Шуйский выдал боярам московскому купечеству «целовальную запись», в которой клятвенно обещал «всякаго человека, не судя истинным судом з боляры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен, и у детей не отъимати, и у торговых, и у черных людей, хотя который по суду и по сыску доидет смертные вины, и после их у жен их и у детей дворов, и лавок, и животов не отъимати, будут с ними они в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю, не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи… и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругом никому никого в неправде не подавати, и от всякого насилства отбегати»[1]. По сути своей это была та же ошибка, которую допустил в свое время Борис Годунов, рванувший на груди рубаху и давший неуместную клятву.
Распад системы: боярский царь и новый центр власти
Это не помогло. Более того, эта крестоцеловальная запись продемонстрировала слабость и попытку откупиться от угрозы со стороны верхушки московского боярства. Центр власти был уже не там. Боярский царь Василий Шуйский мыслил традиционно, как был воспитан предшествующей эпохой. Но лавры Годунова, за которыми устремился Шуйский, уже обветшали и устарели. Начиналась новая эпоха, поднималась новая сила, и она была призвана стать властью.
Распад системы: Скопин-Шуйский и самоубийственная интрига царя
Значительно лучше это понял племянник нового царя — М.В.Скопин-Шуйский. Провинциальное дворянство и городское гражданство стали властной средой будущего. Однако ее выход на политическую авансцену оказался отсроченным. Скопин, почти спасший трон Василий Шуйского, пал жертвой тупой и самоубийственной интриги царя.
Новый виток Смуты: внешнеполитический демарш и падение Шуйского
Следом за внезапной смертью талантливого и популярного в новой властной среде воеводы начался новый виток Смуты. Шуйский лишился трона. Со смертью Скопина еще одной фатальной ошибкой оказался внешнеполитический демарш Шуйского — он пригласил шведский экспедиционный корпус, чем дал повод к открытой военной интервенции со стороны Польши. Шведов интересовали русские территории и собственные счеты с польской короной. Но они не намерены были воевать в интересах Москвы, их сдерживал лишь авторитет и влиятельность Скопина…
Национальное предательство боярства
После падения Шуйского московское боярство прошло свой путь национального предательства до логического конца. Возникло правительство «седьмочисленных бояр» (Семибоярщина)[2]. Первым делом они решили не избирать на русский трон представителя русского рода. Затем было заявлено о признании московским государем сына польского короля Сигизмунда III — Владислава.
Сдача Москвы и Смоленска
В ночь на 21 сентября 1610 г. они впустили в Москву войска польского гетмана Жолкевского, «чтобы под защитою войска короля они могли быть безопасны от ярости народа»[3]. Вскоре пала и западная русская твердыня — Смоленск. Последние защитники погибли под руинами взорванного ими самими собора. Русская власть в Москве закончилась. И тогда за дело спасения Родины и государства взялся народ. Высшие и центральные органы власти и государственного управления обанкротились. Последним бастионом государственного порядка стали органы местного самоуправления.
Внутреннее сосредоточение городских миров-общин
Несмотря на довольно подробные сведения о действиях ополченцев, освободивших столицу и всю территорию Московского царства, процесс восстановления государства пока всерьез не изучен, но уже сейчас можно сделать ряд принципиальных наблюдений. Сначала произошло внутреннее сосредоточение в пределах отдельных городских миров-общин и оживление старой вечевой формы «общего совета» и объединения для общего дела.
Выделение города-лидера
Затем установилась переписка и обмен мнением об общем земском деле разных городов. В этот момент выделился город-лидер, вокруг которого сплотились остальные города. Это был Нижний Новгород, податная община которого выдвинула из своих земских старост лидера общенационального масштаба – Козьму Минина.
Гражданин Минин выразил общую цель – спасение Московского государства. Жертвы, к которым он призвал нижегородцев, были на грани самоотречения и гражданской схимы.
Очищение от греха смуты
Восставшие города «общим советом» единодушно решили первым делом наложить на «всю землю» строгий пост во имя очищения от греха смуты. Это единение в покаянии и было проявлением настоящего русского гражданского общества. И оно было во имя возрождения государства.
Ополчение и его вожди
Созданное на народные пожертвования ополчение должен был возглавить военный вождь. На эту роль не подошли официальные воеводы Нижнего Новгорода князь Звенигородский и Алябьев. На этот подвиг позвали князя Дмитрия Пожарского, уже получившего ранение в ходе первого ополчения под Москвой. Пожарский был не просто военачальник, а именно вождь с безупречной репутацией в глазах народа, редчайший случай для смутного времени с его перебежчиками и «шатостью» в мыслях. Если Пожарский был талантливым и честным воеводой, то Минин оказался гениальным организатором, настоящим пассионарием, страстным трибуном и рачительным хозяином одновременно.
[1] Цит. по: Кузьмин А.Г. Начало Смутного времени//Волков В.А., Кузьмин А.Г. Смутное время. М.: Алгоритм, 2012. С.53.
[2] Назовем «героев» поименно: кн.Ф.И.Мстиславский, кн.И.М.Воротынский, кн.А.В.Трубецкой, кн.А.В.Голицын, кн.Б.М.Лыков, бояре И.Н.Романов и Ф.И.Шереметев.
[3] Так объяснил мотивы предательской сдачи Москвы боярами сам Жолкевский в своих мемуарах.